Чтобы в дальнейшем у нас с вами все было хорошо, давайте поплюем через левое плечо, испечем семь щелпеков, зарежем черного барана, раздадим старую одежду, сунем руку с дулей в карман и поговорим о приметах, предлагает Ермек Турсунов в своей книге «Қарашаңырақ».
Поговорим о приметах на всякий случай, кто его знает. Вдруг такой разговор пригодится? В конце концов это тоже интересно и занимательно. И наверное, небесполезно. У всех народов мира есть свои поверья, но как я уже не раз утверждал, казахи и здесь являются бесспорными чемпионами.
Мы так и говорим про себя: «Қазақ – ырымшыл халық». То есть мы, казахи, народ суеверный. И наши суеверия самые суеверные, самые таинственные и самые загадочные в мире. И с этим не нужно спорить, потому что это чистая правда.
Во-первых, их у нас больше, чем у кого-либо. А во-вторых, они сопровождают нас всю жизнь, с первого нашего дня до самого последнего. Конечно, над ними можно слегка посмеиваться, относиться к ним снисходительно, с недоверием, но генетическая память заставляет многих из нас придерживаться их на уровне привычек. Следовательно, за этим что-то есть.
Почему казахи не отмечали дни рождения — вся правда о национальных традициях
Иначе отчего бы они были столь живучи, так ведь? Все дело в том, что за многими поверьями всегда стоял здравый смысл. Обыкновенный жизненный опыт. Ничего не делалось просто так. За каждым маленьким запретом скрывался большой подтекст. Просто мы забыли. Давайте кое-что вспомним.
Вот, например. Есть табу: нельзя бежать в сторону дома (это жаман ырым – плохой знак). Даже если тебе срочно нужно в туалет. Или ты забыл выключить утюг. Или жена зовет дурным голосом с балкона… Все равно домой нужно идти степенно и без лишней суеты, ничем не выказывая беспокойства. Потому что бежали (или скакали) в сторону дома только по одной причине – когда торопились сообщить плохую весть.
По той же причине нельзя было раскачивать или играть пустой колыбелью – бесіком. Считалось, что это не к добру – накличешь беду, и бесік останется пустовать. То есть детки будут умирать. Нельзя было покупать одежду или игрушки ребенку до его рождения. Нельзя показывать его чужим до сороковин. Нельзя громко им восхищаться и хвалить. Можно сглазить, и малыш будет болеть. Для этого в старину ребенку цепляли маленькую булавку, или цветной камешек-оберег (көзмоншақ), или метили лоб сажей. Так ведь и сейчас делают, правда?
Кому из казахов повезло с родственниками – вся правда о национальных традициях
А еще была такая хитрость: если ты сидишь с ребенком на руках, можно закрыть левый глаз и смотреть на мир только одним правым. Тогда никакая порча к ребенку не пристанет. Кстати говоря, матери, кормящей ребенка, нельзя делать это на виду. Нужно кормить ребенка, прикрыв грудь. И не разговаривать, не тарахтеть. Корми молча. Будешь болтать – ребенок захлебнется.
Нельзя было хлопать дверью – это могло привести к нищете. Но это если ты хлопаешь собственной дверью. А если ты хлопнул чужой дверью, это означало проявление открытой неприязни. Обиды.
Нельзя было еще прерывать разговор. Проходить между беседующими людьми. Садиться раньше взрослых. Вступать в разговор взрослых, не испросив разрешения. Зевать громко в присутствии взрослых или потягиваться. Если прям невмоготу, тело затекло, хочется зевнуть и потянуться, зевай без звука и тянись без хруста. И смотри не перепутай! А если не уследил и все-таки зевнул, не забудь прикрыть рот тыльной стороной ладони.
Нельзя было стоять, опершись о посох, – поза скорбящего. Нельзя было сидеть, поджав ноги и обхватив колени руками, – поза горюющего. Это означало, что человек может накликать одиночество и в старости ему некого будет обнять. Нельзя было также сидеть в развязной позе в присутствии старших, тем самым проявляя бестактность. Нельзя было скрещивать руки, ноги, пальцы. Считалось, что человек таким образом запутывает свое будущее и закрывает себе путь.
Когда казах имеет право бить жену? — вся правда о национальных традициях
Нельзя было есть лежа, если только ты не болен. Нельзя было показывать пальцем на человека. Или на кладбище – аруаки обидятся. Нельзя было перешагивать через ноги сидящих людей – их следовало обходить. Нельзя было кружиться вокруг сидящего или лежащего человека, иначе все его болезни перейдут на тебя. Так, кстати, делали иногда отцы захворавших детей. Они надевали на шею пояс и бегали вокруг юрты. Тем самым они как бы обращались к злым духам с просьбой оставить ребенка в покое и все его болячки перевести на него.
Также запрещалось перешагивать через такие вещи, как шанырак, очаг, дастархан, головной убор, могила, аркан, посуда… Детям, в свою очередь, нельзя было цокать языком, бить себя ладонью по лбу, сидеть, подперев рукой щеку или подбородок. Все это могло привести к несчастьям и печали.
Много чего связано с понятиями левая сторона и правая. Об этом я мельком уже говорил. Добавлю еще кое-что. Покойника укладывали на правой стороне юрты. Лицо невесты открывали правой рукой. Потому что все, что слева – от нечистой силы. Все, что справа – от ангела-хранителя.
Поэтому даже сегодня, когда разделывают баранью голову, правое ухо отдают самому младшему гостю – на удачу. В будничной жизни правая сторона также предпочтительнее. Вставать с постели нужно с правой ноги – это предвещало удачу. Выходя из дома, нужно переступать порог также с правой ноги. А не то счастье отвернется. Заходя – то же самое.
Халява в казахской степи как есть — вся правда о национальных традициях
Если ты, придя в гости, переступаешь порог с левой, значит, таким образом ты оскорбляешь хозяина дома или как минимум выражаешь ему свое неуважение. Поэтому порог часто делали повыше, а дверной косяк – пониже. Чтобы заметно было, кто к кому как относится. По традиции, заходя, нужно было еще и пригнуть голову, то есть поклониться очагу в знак почтения.
Все дело в том, что в представлении казахов порог – это сакральная граница между внешним и внутренним миром – ақ босаға. Из-за этого ни в коем случае нельзя наступать на порог. Или, не дай бог, стоять на нем. Это вообще святотатство.
Далее. Нельзя есть левой рукой (даже если ты левша). Это означает, что еда не пойдет впрок. Левой рукой можно только высмаркиваться. Или подмываться. А есть нужно только правой. (Насчет вилки у казахов ничего не сказано.) Да, еще. Левая сторона юрты считалась женской. Это я так, к слову. Мужчины не могли ходить туда без дела. То есть не имели права ходить налево. А женщинам тем более нельзя было ходить налево. То есть направо. Во всех смыслах.
Так было в доисламские времена. Позднее уже появились новые приметы.
Так, перешагнув порог после захода солнца, нельзя приветствовать хозяев обычным: «Ассалаумалейкум!» Надо говорить: «Кеш жарық» – «Добрый вечер». И это тоже объяснялось.
Согласно поверьям, черт имеет дурную привычку проникать ночами в образе ангела в наши дома и усаживаться на почетное место. А нечистую силу нельзя приветствовать столь уважительно, иначе помрешь. Или заболеешь.
Подставные ДТП: автомошенники вытрясли со страховых компаний 4,5 млрд тенге
Гость в доме, как известно, божий посланник. Он приносит с собой благодать – об этом уже говорилось. Поэтому если к тебе заявился неожиданно, скажем, твой враг (или гаишник с ближайшего перекрестка), ты должен сделать вид, словно только что выиграл в лотерею миллион, и встретить его радушно как ни в чем не бывало.
Первым делом ты должен громко обрадоваться и лично открыть перед ним дверь. Затем проводить его на почетное место – төр. Затем ты должен его накормить. И тут важно, чтобы жена твоя не вздумала греметь посудой и демонстративно бить детей. Также нужно ее предупредить, чтобы она не стала прятать мясо в самый дальний угол морозильника.
И еще: нельзя подавать еду в поврежденной посуде. Треснувшая чашка или тарелка – это посуда демонов. Это они пьют и едят с них, когда вас нет дома. И если ангел-хранитель гостя увидит, какое неуважение вы к нему проявляете, он обидится и нашлет на ваш дом проклятие. (Даже если это ангел-хранитель гаишника.) И тогда к вам в гости будут ходить только уличные попрошайки и судебные исполнители.
Когда гость уходит, хозяину уже нельзя притрагиваться к двери. Гость должен сам ее открыть. Конечно, это непросто – казахи долго прощаются. И не уходят. И тут нужна выдержка: ничего не поделаешь, надо улыбаться. Если ты не выдержишь и сам откроешь гостю дверь, чтобы побыстрее его выпроводить, то вместе с ним уйдет из твоего дома и благодать.
Портал Lenta.ru пытался найти ностальгию по СССР в Казахстане
Кстати говоря, если ты сам идешь к кому-то в гости, то не должен жевать. Сначала прожуй, проглоти все у подъезда, вытри рот и только потом заходи, иначе хозяин имеет право накричать на тебя и заставить все выплюнуть. (Даже если ты трескал бутер с черной икрой.)
Что еще? Если ты приперся в гости раньше времени, нельзя ходить кругами возле дома, в который тебя пригласили. Если ты будешь так делать, счастье твое заблудится, а все проблемы тех, к кому ты пришел, свалятся на твою голову. А это никому не нужно.
Ну вот, допустим, позвал тебя в гости министр образования. Или министр здравоохранения. Или министр культуры, туризма и спорта… Короче, позвал тебя кто-то из этих перегруженных проблемами товарищей. Ты пришел к нему за час и, чтобы убить время, давай наматывать круги по периметру его особняка. И что в итоге? В итоге кошмар. Зачем тебе проблемы министра образования? Ты ж свихнешься.
Как уже было сказано, надо быть осторожным возле сидящего на земле человека. Также нельзя кружить возле человека, сидящего в высоком кресле. Тогда вообще катастрофа. Да! Кстати. Как хорошо, что я вспомнил еще одну очень важную примету.
Если у человека вдруг появилось свободное время и он решил его убить написанием книги о своей жизни… Вернее, если ему вдруг показалось, что именно его биография может служить примером для миллионов ничего не подозревающих и ни в чем не повинных его читателей и он занялся поисками «литературного раба»…
Короче, если вдруг кто-то замахнулся на написание романа о себе любимом и его некому остановить… Более того, если вдруг его друзья, прочитав пару глав, сказали, что он «почти как Толстой»… Или даже Мураками…
Такому писателю обязательно следует заранее явиться к редактору в издательство и сообщить о своем намерении. Если редактор разрешит, нужно срочно созвать коллег, притащить муллу, зарезать черную курицу и устроить символический құдай тамақ. И только после этого приступать к написанию. Если же проигнорировать все эти предписания, книга не получится, читатель ее не примет, а все ожидаемые гонорары перекочуют в чужой карман.