Нур-Султан
Сейчас
-11
Завтра
-8
USD
434
+2.67
EUR
490
+4.01
RUB
5.78
+0.09

Кому из казахов повезло с родственниками – вся правда о национальных традициях

28370
Фото: manshuq.com

Кому-то с родней везет. Тогда складывается второй тип отношений. Он встречается реже, а потому вызывает всеобщую зависть. И восхищение. Это когда «моя родня лучше всех».

На этот счет также существуют традиционные поговорки.

«Ағайының бай болса асағаның май болар» – «Коли родня у тебя окажется крутой, будешь кататься всю жизнь как сыр в масле».

«Мал қонысын іздейді, ер туысын іздейді» – «Скотина ищет хлев, а настоящий мужик ищет родню».

«Туғаныңмен сыйыспасаң, кең дүниеге сыймассың» – «Если не сможешь ужиться с родственниками, то и целый мир покажется тебе тесным».

Особенности национальной службы

Конечно, рыба ищет, где глубже, а казах — где жирнее. Поближе к государевой службе, например. В госучреждениях и акиматах, в нацкомпаниях и министерствах. И это естественно.

Случается так, что ему повезло и он обустроил себе доходную норку в каком-нибудь приличном заведении. И сидит себе там, не потеет. И тут же к нему начинают подтягиваться многочисленные его родственники: дяди, тети, племянники, троюродные сестры жены двоюродного брата по материнской линии… Короче, самые близкие.

Можно ли сейчас встретить настоящего казаха? — вся правда о национальных традициях

Хозяин норки начинает строить из родственников оборонительные бастионы: рассаживает их по круговой на всякий случай. Те в свою очередь подтаскивают своих ближних, чтобы заполнить ими дыры в штатном расписании. Постепенно образуется клан. У нас принято называть это сообщество командой.

Квалификация и служебные навыки тут не всегда играют решающую роль. Зачастую они и вовсе не требуются. Тут главное преданность, основанная на крови. То есть доверие. Хотя сегодняшние казахи в душе не доверяют никому. Иногда даже себе. Но родня есть родня.

Это ж тебе не чужие люди с улицы. Вот и сидят. А работу делает какой-нибудь чужак – головастик с настоящим дипломом. Или чудак-трудоголик, которого действительно интересует результат. Все остальные имитируют деятельность.

Поэтому дела у нас на госслужбе продвигаются в целом ни шатко ни валко. Потому что государственную работу у нас делают в основном родственники, а не специалисты.

Государственная кормушка – это как безразмерный казан. Возле него кормится огромная армия откровенных прохиндеев, лоботрясов, безнадежных временщиков и крохотный отряд подлинных работяг, образованных профессионалов, болеющих за дело. Это два совершенно противоположных лагеря. И все же у них есть кое-что общее. Мало среди них найдется таких, кто устроился на свое место без помощи родни.

Особенности национального бизнеса

При другом раскладе, если не получается по государственной линии, наиболее отчаянные идут в бизнес. И всегда в том или ином клане найдется один такой арыстан, один такой қасқыр, который схавает всех, порвет и заберется на самую вершину пищевой пирамиды.

Халява в казахской степи как есть — вся правда о национальных традициях

Он пробьется, преодолеет, перетерпит всю свою долю унижений, но в итоге победит и станет царем зверей. (Необязательно львом: у крыс тоже есть свои крысиные короли.) И у него будет все: свой самолет, своя яхта, свои дома, свой ресторан, свой магазин и своя заправка. И, опять же, своя многочисленная родня. Куда ж без нее?

Родственники облепят его со всех сторон, и он, как ледокол, пробивающий дорогу в торосах, потащит всех остальных буксиром по этой жизни. И – что характерно – будет он делать это добровольно. Без жалоб и претензий. Никто его не будет подгонять или заставлять. Он потащит как послушный вол. Как самый выносливый верблюд во главе каравана.

И это тоже добрая старая казахская традиция, доставшаяся нам в наследство от дедов. Почему так? Потому что…

«Жақыныңды жат етсең жатқа күлкі боласың» – «Будешь сторониться родни, враги засмеют».

«Ағасы бардың жағасы бар, інісі бардың тынысы бар» – «У кого есть старший брат, у того есть опора. У кого есть младший, у того есть подмога».

«Ағайын тату болса ат көп, абысын тату болса ас көп» – «Там, где братья в мире, скота много. Там, где невестки в мире, дом – полная чаша».

Тяжело быть настоящим казахом…

Но, опять же, это очень хрупкий мир. Ненадежный. Его легко разрушить. Он все время балансирует на грани войны и мира. Дело в том, что родственников много, а арыстан один. И всем не угодишь. И все ведут заочный подсчет. У всех имеется калькулятор и перечень услуг.

Случается так, что арыстан по широте душевной подарил кому-то на свадьбу машину. А кому-то ковер. Вот этого ему уже не простят. Я имею в виду тех, кто остался с ковром. Те, кто ездит теперь на новой машине, конечно, возрадуются. И это породит тектонический разлом в отношениях. Мгновенно обнажатся конфликтные зоны.

Каково быть казахской женой, или как не быть битой — вся правда о национальных традициях

И теперь уже родня с ковром не пойдет в гости к родне с машиной. Патамушта! И вроде бы изначально помыслы были чисты, но казахскую родню подводит трактовка. И так будет до тех пор, пока арыстан не уравняет ту же родню, но уже в обратных пропорциях.

В каком-то смысле эту нехитрую структуру можно перенести на ту, что существовала в незапамятные времена. Вернее, ту — старую, на нашу – сегодняшнюю. Когда бай – председатель кондоминиума (акимчик, замакимчика, прокурор, адвокат, присяжный заседатель), отец и бог. Так вот: модель осталась прежней, просто видоизменилась.

Есть центр притяжения – арыстан. И есть все остальные. Конечно, не все так просто. И банально. Всякие взаимоотношения зависят от атмосферы в каждом отдельно взятом клане. Но я говорю о типичном. О том, как оно складывалось в течение веков и как оно выглядит теперь.

В этой связи мне интересно другое: а как оно так сложилось? И по какой такой причине, преобразовавшись, приобрело столь устойчивую форму?

Почему родственники стали хуже врагов…

Понятное дело, раньше без родственников в степи прожить было невозможно. Поэтому в степи бытовал мушкетерский кодекс: один за всех и все за одного. И было единство, была общность. В первую очередь общность интересов. Поэтому раньше в степи не было заборов. Потому что за ними нечего было прятать. Всем было видно, как ты живешь.

Почему за южный юмор северные казахи могут и челюсть сломать — вся правда о национальных традициях

Нынче время другое. И отгораживаться от людей, прятаться и прятать стало делом обычным. И нынче чем выше заборы, тем лучше соседи. Вроде так говорят англичане? Родственники по большей части стали в тягость. Зачем они, правда? В особенности, если от них никакого толка. А так – им лишь бы праздники бесконечные, тои да юбилеи.

А люди давно уже поняли: «Пировать приходят чужие, а горевать – свои». Поэтому лучше с друзьями. Они ближе. С ними проще. Они рядом и в беде, и в радости.

«Досты періште қосады, құданы құдай қосады» – «С другом сводит ангел, а со сватом – Бог».

«Жолдасы көптің олжасы көп» – «Чем больше друзей, тем больше прибылей».

А еще лучше – с партнерами. Они со временем станут друзьями. Ну или займут место друзей. Какая разница? Сейчас ведь больше дружат по интересам и по необходимости. Сама дружба стала теперь другой.

Просто жизнь сама диктует свои приоритеты и выстраивает свои формы взаимоотношений. И традиционные установки претерпевают коренные изменения. Они вроде местами действуют, а местами нет. Все зависит от контекста. А в целом так:

«Күштіде тәңірі жоқ» – «Сильному Бог не нужен».

А если ему сам Бог не нужен, то зачем ему родня? Если понадобится, он сам выберет себе родню и с ней породнится. Потому что…

«Бай бауырын танымас, сауда досқа қарамас» – «Богатство не признает братства, а торговля – дружбы».

Такова сегодня модель взаимоотношений с родственниками. И наверное, это закономерно. Потому что богом стала выгода. Интерес. Даже сам бог превратился в элемент торга и стал частью большого бизнеса. И ничего с этим не поделать. «Какое время на дворе, таков мессия».

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter