Смекалка аферистов и отсутствие эффективного программного обеспечения у страховщиков превратили аварии на дорогах в способ обогащения.
В октябре 2021 года в Алматы на конференции «Противодействие мошенничеству в автостраховании» ИТ-компания IBA Group Kz провела анонимный опрос представителей служб безопасности участников страхового рынка. Выяснилось, что по самым распространенным схемам автомошенничества как минимум 15% всех страховых выплат пришлось на псевдопострадавших в ДТП.
«В структуре всех поступивших страховых премий обязательное автострахование занимает 21% от всего объема рынка», — прокомментировал ситуацию руководитель инструмента визуализации связей VAS Николай Васильев. — Только по этой статье на выплаты было потрачено почти 30 млрд тенге за год. Мы предполагаем, что около 15% всех страховых выплат, или 4,5 млрд тенге, приходится на мошенников».
Чаще всего для обмана используют три самые популярные схемы:
По словам Николая Васильева, чаще всего страховщики расследуют подозрительные случаи вручную.
«Согласно полученным данным, у 55% опрошенных на расследование инцидента уходит одна-две недели. Еще у 40% респондентов разбирательство может растягиваться до месяца», — говорит эксперт. — От срока напрямую зависит количество специалистов, которые занимаются анализом.
По нашей информации, более 30% опрошенных для расследования одного случая задействуют двух человек
А еще 60% страховщиков принимают решение о количестве специалистов, исходя из сложности».
Больше половины страховых случаев невозможно расследовать объективно и всесторонне из-за нехватки данных. Выручить мог бы доступ к архивам других страховых компаний или базам государственных органов. При этом
две трети страховых компаний вообще не используют в своей работе профильные инструменты по автоматизации процесса расследования страховых случаев
Но они готовы их использовать, чтобы уменьшить количество ошибок и объем ущерба от действий автомошенников.
Пандемия COVID-19, кстати говоря, на 15% увеличила количество мошенничества в интернете. Возникли и новые схемы обмана.
Примечательно, что проворачивать мошеннические схемы не мешает даже фиксация аварий органами дорожной полиции.
«Полиция фиксирует ДТП, конечно, но ее могут вызвать позже или вообще сообщить недостоверные данные», — отметил Николай Васильев. — «Например, у одного участника отсутствует страховка или он нетрезв.
Нужно время, чтобы оформить полис или найти подставного водителя. Здесь также требуется согласие второго участника
Но, как показал наш опрос, все это решаемо, когда есть цель обмануть страховую компанию».
В 2020 году называли цифру в 42 млрд долларов. Эти деньги за два года потеряли компании по всему миру от экономических преступлений. Автострахование — не самая пострадавшая от мошенников сфера, но тем не менее ущерб в ней исчисляется также миллионами долларов. Для Казахстана 15% страховых выплат мошенникам — цифра весьма внушительная.