Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Когда казах имеет право бить жену? — вся правда о национальных традициях

12628
Фото: kasteyev.kz

Теперь о типичном. О ситуациях, которые сегодня принято обсуждать вполголоса, слегка испытывая при этом, как выражался мой незабвенный Мастер по кинодраматургии ВалерСеменыч Фрид, «мокрое неудобствие».

Два ответа на один вопрос

Я уже говорил, что бездетных в степи слегка недолюбливали. Их подозревали. Сторонились. Побаивались. В итоге бездетные попадали в зыбкую зону людей с мутноватым прошлым.

Их называли еще «Құ бас». Не в значении «хитрая головушка», а в смысле «голая». Пустая башка, пустой котелок. Хотя, казалось бы, при чем тут котелок?

Но я вам скажу больше: бездетных мужиков даже друзья обзывали. Остальные сочиняли про них сальные анекдоты и не разрешали сидеть рядом на всеобщих тусовках, будь то аульная дискотека с танцами до утра или же казино с фартовыми ставками. Короче, все их беззлобно троллили, а враги – так те вообще торжествовали и громко хохотали им вслед. Из-за этого те злились и от безысходности колотили своих жен…

https://365info.kz/2021/08/pochemu-kazahi-ne-mogut-pobedit-korruptsiyu-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah

И тут поднимается во весь свой исполинский рост фундаментальный древнеказахский вопрос: имели ли право мужья бить своих жен? Ответов тут может быть два.

Первый: «Да, имели». Сторонники такого мнения готовы подкрепить свою позицию многочисленными примерами.

Второй: «Нет, не имели». Так считают в основном либералы, подкрепляя свою мысль поговоркой «Қатыныңды соқсаң, сағы сынады» – «Будешь мутузить жену, она сломается».

Полагаю, у каждой из сторон были и остаются свои сторонники. До сих пор кухонные мыслители ломают об него свои копья. И какими бы ни были ответы, к сожалению, кое-где у нас порой как били, так и бьют. Иногда от души, по велению сердца, так сказать, но чаще всего просто так – для общего порядку. Дань давней традиции.

Опасный демон

А все почему? Потому что с давних пор живет у нас негласная установка, дескать, в каждой женщине обитают демоны. Не зря у нее шашы ұзын, ақылы қысқа – волосы длинные, а ум короткий.

Хотя она сама тут ни при чем. Она не виновата. Просто это демоны ее накручивают. Они селятся в ее мозгах и начинают шалить. Это они сбивают женщину с верного пути, поэтому их нужно срочно выбивать оттуда всеми доступными средствами. Раньше это делалось плеткой. Или палкой. Или еще чем-нибудь, что попадалось под руку. Ничего не поделаешь. Демоны.

https://365info.kz/2021/08/pochemu-dlya-kazahov-malchiki-luchshe-devochek-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah

И пээмэс тут, кстати, тоже ни при чем. Помнится, один уважаемый аксакал даже учил меня:

«Если увидишь, что жена твоя плачет без причины, обязательно врежь ей».

– Зачем? – удивился я.

– Тогда она будет плакать по причине.

Логично. На самом-то деле аксакал не это хотел сказать. Он имел в виду, что плач без причины может аукнуться: так женщина может накликать беду в дом. Поэтому лучше всего рыдать по какому-нибудь стоящему поводу. Настоящему. А просто так ныть не положено.

А еще существовали говорящие приметы. Скажем, у жены зачесался левый глаз. Значит, ее ждет радостная весть. А если правый, то надо готовиться – муж отлупит. А если зачесались макушка, затылок и виски одновременно, то это значит – пора мыть голову. Это уже я так думаю. То есть, как говорил старина Фрейд, «иногда сигара – это просто сигара».

Думай, прежде чем руку поднять

Так вот, насчет рукоприкладства. Тут учитывались некоторые нюансы. Допустим, черти взыграли, жена беснуется, и надо бы с ними разобраться. С чертями, естессно. Не с женой же, она тут не при делах, как было сказано.

А как быть, если жена – дочь какой-нибудь местной шишки? Волостного там. Или судьи, не дай бог. Воеводы. И что тогда? Попробуй, тронь ее пальцем… «Да ну ее вместе с ее чертями!» – думали чаще всего благоразумные мужья и не трогали. Пусть сама с ними договаривается. С демонами, имеется в виду.

https://365info.kz/2021/09/cherta-bednosti-kredity-stali-brat-na-edu-i-odezhdu-obzor-kazsmi

Поэтому били выборочно. Многое зависело от статуса невестки. От ее родословной и социального положения. Если простушка, то можно и в глаз дать. А если из крутых, бить ее не следовало. Могли и ответку прислать. Вдруг у ней брат – батыр! А то могли вообще забрать дочь обратно. Вместе с приданым. А с приданым расставаться никому не хотелось. Рудименты таких понятий живы до сих пор.

В сетях и сегодня гуляют разные видео, где некие мозгоправы, чаще всего служители веры, муллы разные и имамы, читают инструкции о том, как следует бить жену. В каких случаях муж имеет право и даже обязан таким образом воспитывать свою супружницу. И, между прочим, толково объясняют, вдумчиво и подробно. Как «ментозавры» с приличной практикой: как бить, чем бить, по каким местам бить и в течение какого времени.

Сейчас вам не тогда

Правда, при этом они не уточняют, к примеру, позволено ли жене отвечать. То есть вступать в спарринг. А что если она имеет дан по карате? А если у нее еще и хук справа в двенадцать атмосфер? И вообще, что делать, если жена смахивает на Мордюкову в молодости? Ведь в таком случае ситуация может повернуться на все сто восемьдесят градусов.

И тогда как быть молодому муженьку? Куда бежать? Кому жаловаться? Маме жены? А может ее папе? Своим? Позвать на подмогу друзей? Словом, тут снова возникают вопросы. В ранешние времена жена, которую избивал муж, должна была терпеть. И жалеть. Не себя, а мужа. Почему это, спросите вы. А потому что он оплот. Он государь и надежа! Он изводит себя с утра до вечера, думает о процветании и вхождении в ряд тридцати наиболее богатых семей аула или даже всей округи! А это ведь, согласитесь, дело непростое.

Почему моноязычие в Казахстане пока невозможно, объяснил политолог

Например, тот же скот. Он ведь может взять и подохнуть! Может утонуть. Его могут утащить волки. На него могут наслать мор шайтаны всякие. И тогда – каюк. Поэтому когда муж бил жену, она должна была в этот момент думать о том, что он просто… устал. У него был плохой день. Или месяц. Год… Это он от переживаний за хозяйство.

А так, в целом, он хороший. У него куча достоинств. Он знает кучу анекдотов и красиво поет. Он вообще добрый. Просто день не задался. Думы пришли невеселые. Или корова обожралась клевера и ее пришлось зарезать, или ягнята погибли по недогляду… Так должна была рассуждать настоящая казахская жена. Тем более если она еще и бездетная. Такую он просто обязан был бить.

Пусть это и не могло кардинально изменить ситуацию. Все равно бил. И все вокруг смотрели на нее как на малахольную. Как на больную. Как на позор семьи и всего рода. Ее бьют, а она все упирается и не рожает. Дура! Кто так поступает?!

В таком случае муж имел право жениться на другой. Впрочем, он, конечно, мог жениться на другой в любой момент. И необязательно по этой причине. Но дело в том, что при таком раскладе он забирал у бездетной все ее имущество, ее скот и отдавал второй жене. А если вторая еще и рожала, то первая должна была помогать ей во всем и быть у ней в услужении. (Как золотая рыбка в сказке Пушкина – но там не случилось.) Таким образом, она должна была искупать свою «вину» и глубоко осознавать, как она не права. Вот такая была традиция.

Традиции в литературе

Поэтому любая молодуха, выйдя замуж, молила всех богов, чтоб они послали ей ребеночка. Если проблема не решалась, шли к баксы, к шаманам, к лекарям. Ездили по сакральным местам, ночевали у святых могил, приносили жертвы. Но были и отступления от норм.

У замечательного казахского поэта Магжана Жумабаева есть пронзительный рассказ «Шолпанның күнәсы» – «Прегрешение Шолпан». Между прочим, это его единственное произведение в прозе.

Халява в казахской степи как есть — вся правда о национальных традициях

По сюжету Шолпан несказанно везет. Ей удается выйти замуж за любимого человека, что в те времена было практически невозможно. Но вот Шолпан повезло. И она так любит своего мужа, что боится… забеременеть. Боится, что ребенок может стать между ней и ее Сарсенбаем. Поэтому она молит Бога, чтобы он продлил ей счастье. Чтобы муж любил только ее.

Господь услышал ее молитвы, и три года пролетели незаметно. Ребенок так и не появился. Но однажды Сарсенбай неосторожно рассказал жене о том, что был у друга, а у того куча детей и они все такие классные, он так с ними наигрался… Короче, «дом без детей – это могила», бросил он. И все.

Шолпан как кипятком окатило. Она стала молить Бога об обратном. Но, как известно, у Бога добавки не просят. Прошло еще пять лет. Итого восемь в браке. Без детей. Все смирились. И только Шолпан не расставалась с мыслью о ребенке. И тут ей на подмогу пришла старинная поговорка «Ұрлық қыл да мал тап, Ойнас қыл да бала тап» – «Захочешь разбогатеть – своруй, а захочешь завести ребенка – согреши».

Бесхитростная поговорка. Простая и в то же время жизненная. Ее сегодня сделали своим кредо многие предприимчивые молодухи. Можно сказать, что она стала даже неким руководством к действию. Вот и Шолпан начинает думать, с кем бы замутить. Отбирает кандидата и наживает с ним ребенка. Но… не сложилось. Все закончилось трагически…

Так в чем был главный просчет несчастной женщины? Шолпан всего лишь хотела завести ребеночка. И все. Уходить от Сарсенбая она не собиралась, ведь она его любила. По-настоящему. Она хотела как лучше… Почитайте – советую. А то я тут коряво пересказал. И опять же, Магжан описывает отдельный случай. Его нельзя было ни в коем разе считать типичным. Скорее всего, отступление от норм. Потому и цепляет.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter