Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Воскресить Джона Леннона в Алма-Ате, или Невероятная история битловской скамейки — Часть 2

1010
Фото: Игорь Логвинов

Начало смотрите здесь

У нас тоже есть свои мифы. Например, мне рассказывали, что Астрид Киршнер (та самая подруга Стю Сатклифа — пятого битла, которая как раз придумала их знаменитые прически, ее авторству также принадлежат удивительные черно-белые фотографии времен гамбургского периода Битлз) наслышана о нашем городе как о битломанском азиатском рае. Все это фигня!

Я звонил перед тем, как это писать Олегу Ашкенази (другу детства, коллекционеру винила и битломану), который давно живет в Германии и знаком Астрид Киршнер много лет. И он прояснил, что это просто миф — об Алма-Ате фрау Киршнер услышала только тогда, когда у нас появился памятник великой группе.

«Битлы» на Небесной горе, или сбылась мечта идиота…

То же самое можно сказать, и Тони Шеридан (парни впервые засветились, правда, не как группа «Битлз», на его сингле My Bonnie 1961 года) тоже не слышал ничего. Но когда он узнал о памятнике, стал мечтать о поездке в Алма-Ату с концертами. А когда мистер Шеридан приехал сюда и впервые увидел «Битлов» на Кок-Тобе, действительно обалдел.

Была у нас еще и Патти Смит, первая жена Джорджа Харрисона, которая тоже совершила «хадж» к битловскому памятнику и даже пыталась выяснить, почему именно Алма-Ата стала первой на территории бывшего соцлагеря, где появился такой уникальный артефакт?!

45% развлекательных заведений разорились на карантине — Клуб рестораторов

Действительно, почему? И вообще, почему у нас появилось Hard Rock Cafe?Подобное есть только в Москве, в бывшем СССР значительно позже, как написано в википедии, «появились два бара» — в Тбилиси (уже закрылось) и в Баку. (На июль 2015 года Hard Rock Cafe в мире насчитывалось 288 кафе более чем в 50 странах; на начало 2020 года — 374 (при этом многие из них закрылись. А недавно появилось сообщение, что «хард рок кафе» в Алма-Ате временно прекратило работу, упс…).

Это ведь не просто памятник музыкантам и точка общепита, это два ярчайших образа западной поп-культуры. И этот факт свидетельствует о том, что наш город находится в ее орбите. А все потому что у нас когда-то присутствовала некая мощная контркультура.

Как председатели КСК зарабатывают втемную и что с этим делать?

В Алма-Ате был развит джаз, но рок и поп-музыка тоже были на уровне. В расписание своих туров наш город часто включали мировые рок- и поп-звезды. Также существовала инфраструктура в виде музыкальных ТВ каналов, газет, журналов, специализированных магазинов и т. д., то есть традиции эти давние.

Правда, сегодня все эти звезды, которые продолжают «чёс» по России, Украине и Белоруссии (с поправкой на коронавирус), про нас забыли, а специализированные СМИ успешно загнулись под натиском «той-биза» (он же «той-попс»). «Что будет дальше?» вопрос экзистенциальный. Так сейчас говорят, когда не знают точного ответа.

Казахстанцы доверчивы и мечтают о чуде. Этим пользуются мошенники

Но продолжу дальше о мифах. Например, вокруг па­мятника «Битлам» в Алматы закрути­лась некая интрига, и появилась куча всякого мут­ного народа, который пытался при­биться к этому событию и тянул одеяло на себя. Хочу внести ясность.

Главный в этом деле Еркин Калиев (сделаю оговорку: всех тех, кто как-то содействовал достижению цели, указать невозможно, так что пусть простят меня). Без него вообще ничего бы не выгорело! В середине июня 2005 года на презентации моей книги «Алма-Ата неформальная» состоялось памятное внеочередное заседание «Сеймар фонда». И пря­мо там, за столиком «Театралки», то бишь «Театрального кафе» (здесь же находил­ся и господин Маргулан Сейсембай), было решено профинансиро­вать идею строительства памятника «Битлз» в городе.

Монумент, как известно, заказали скульптору Эду­арду Казаряну. Содействие оказала и Камилла Магзиева (организатор алматинского рок-клуба №2), которая имела выход на депутата Европарламента Струана Стивенсона (праправнука того самого Стивенсо­на, автора «Острова сокровищ»), ко­торый, в свою очередь, был на прямой связи с сэром Полом.

Мак­картни, в свою очередь, сообщил об этом Ринго Старру и поблагода­рил битломанский местный пипл за любовь к его бывшей группе.

И вот весной 2007 года сбылась мечта идиота — «Битлы» наконец-то приземлились на Кок-Тюбе (помимо всего прочего это слово переводится как «Небес­ная гора», что прямо указывает на сакральное значение этого места). А где же им еще быть, как не на самом верху, парить над городом на cloud nine. («Cloud nine» («Девятое облако») — альбом и одноименная песня Джор­джа Харрисона. Это словосочета­ние обозначает еще и высшее блажен­ство).

Протест у американского посольства

А теперь вернемся к Великому Битлу, которому 9 октября исполнилось бы 80 лет. Раньше, как известно, были леннонисты и в пику им маккарнисты (не путать с маккартизмом времен холодной войны в США). Иначе говоря, фанаты Джона Леннона, и те, кто тащился от Пола Маккартни. Сегодня, думаю, все это уже не имеет такого большого значения, из-за смерти Джона это потеряло и не так актуально. А раньше до драк доходило, кто из них главнее по музыке и вообще!

Я был сторонником Леннона, и до сих пор к этому чуваку у меня отношение особое.
Лет пятнадцать, а то и двадцать назад с моим кентом Н. отмечали день рождения Леннона, а утром по этому поводу я купил CD с хитами Джона. Слушали Битлов и новый СD, болтали за жизнь, бухали, вечер должен был закончиться вполне мирно, мы же, как и все битломаны, были пацифистами.

До критического уровня в Нацфонде осталось 5 трлн тенге

Но потом вдруг с чего-то завелись, и потянуло нас выразить свой протест против убийства Главного Битла в Нью-Йорке. Подкатили на такси, тормознули как раз напротив посольского особняка (тогда все находилось еще в Алма-Ате, на улицу Фурманова)… и тут мой кент, музыкант и битломан, неожиданно дает задний ход: «Не-а… а… чувак… Че-то я пас…». Да и хрен с тобой!

Но вот я уже у железных ворот американской суверенной территории. Достал СD Леннона с его фэйсом на обложке и начал размахивать им как флагом, попутно выкрикивая всякие лозунги, типа «Зачем в США убили Джона???!!! Give Peace A Chance!!! All You Need Is Love!!!». И еще требовать американского посла на выход для серьезного разговора!

Наверное, от всего этого движняка я постепенно начал трезветь, а еще стал осознавать, в какую нелепую и даже опасную ситуацию вписался, 15 суток отсидки вполне могли припаять! И стал медленно отходить по запасному варианту. Но тут из-за ворот посольства неожиданно резво выскочила толпа охранников, но лица у них были почему-то добрыми, а не такими, как обычно бывают морды у алабаев!

Один из них взял меня под локоть, можно сказать, даже нежно, и сказал примерно следующее: что видели они тут разных фриков, но чтобы кто-то за Джона Леннона топил (охранник сказал именно так — «топил»!), такое впервые! «И знаешь что, парень, — добавил он, — мы вызвали такси для тебя, а вот для того чудака на букву «эм», — тут он злобно посмотрел на другую сторону улицы Фурманова, где как вкопанный стоял мой кент, — ментовский бобон, пусть ответит за беспорядки возле посольства!».

The resurrection of John?!

«Джон Леннон и Я» — так называется музыкальная трагикомедия, которую я написал под впечатлением появления такого великолепного артефакта, как битловский памятник. В тексте Джон Леннон является в виде призрака и комментирует некоторые события, происходящие в жизни героев этого произведения не где-то, а у нас в Алма-Ате! Написать-то я написал, но осуществить свой замысел по «воскрешению Джона» мне не удавалось.

Однажды я передал пьесу через приемную художественному руководителю театра имени Лермонтова Рубену Андриасяну. Но через некоторое время мне пришел отказ, типа у нас классический театр, а не какой-то балаган. Потом уже в театре «АRTиШОК» взяли оттуда несколько эпизодов в свой спектакль «Прямо по Толе би». Спектакль, честно говоря, слабоватый, а мои эпизоды там были вообще не в тему!

Уже в прошлом году я несколько раз встречался с Рашидом Нугмановым, как раз по поводу постановки и даже написал новую пьесу «Джон Леннон в моей голове, или тайный уикэнд Битла в яблочном городе». Там Леннон теперь уже физически появляется в нашем городе во времена Кунаева, который тайно оказывает ему покровительство. А последний акт пьесы был подсказан Рашидом, но потом по некоторым вопросам у нас возникли кардинальные разногласия. Между прочим, Рашид рассказал, что тоже посещал господина Андриасяна по поводу какой-то постановки, действие которой происходит на алматинском «Броде» — кажется, так я понял тему. Но тот и ему отказал. Без комментариев.

«Выбрали наиболее затратный вариант» — Своик о модернизации ТЭЦ-2 в Алматы

И только в Киеве решились поддержать эту идею: известный киевский режиссер, сценарист и актер Евгений Скисов (Скиф), картина которого «Коктейль Молотова» в 2016 году получила главный приз Международного Кинофестиваля в Дели в номинации Best world cinema («Лучший фильм мира»), решил пойти на этот безумный эксперимент по воскрешению Джона Леннона.

Артур Новиков (председатель общества дружбы Одесса — Алма-Ата) написал даже классное эссе об этом, а сайт «Битлз.ру» решил оказать нам информационную поддержку. Я даже пригласил шефа этого портала Алексея Богаевского («Корвин») на премьеру будущего спектакля. Но потом все встало из-за пандемии.

А прямо перед этой напастью нашелся один крейзи чувак — меценат и спонсор, такой же повернутый на Битлах, как и я, который готов был поддержать постановку и даже профинансировать приглашение сына Леннона — Шона на роль его отца в пьесе. Конечно, если бы парень согласился. А это было была бы бомба! Значит, как сдуется короновирус, тогда пьесу точно поставим, и Алма-Ата увидит ожившего на сцене Джона Леннона.

Как в Ливерпуле памятник наш скопировали!

Сегодня этот памятник — один из самых необычных и наиболее известных брендов Алма-Аты. Его занесли во многие путеводители по местам виртуальной славы Битлз, и он стал настолько популярным, что его даже скопировали в самом Ливерпуле, где появилась точно такая же скульптурная композиция (вернее, почти такая)! Я об этом упоминал в первой части этого материала.

В 2018 году в Ливерпуле забабахали копию памятника группе The Beatles, оригинал которого установлен на горе Кок-Тобе в Алматы. По сообщению английской прессы, скульптурную композицию установили владельцы здания Rubber Soul в центре Мэтью-стрит. Прямо звериный оскал времен английского колониализма!

Киплинг сразу вспомнился: «Несите бремя белых, и пусть никто не ждет ни лавров, ни награды…»

Хотя там есть вторая часть этой цитаты — кто захочет, может найти в Сети!

Тогда казахстанский бизнесмен Маргулан Сейсембай написал на своей странице в ФБ:

«Мы в свое время выбрали эскиз памятника, проведя большой конкурс. Изготовил памятник из бронзы наш знаменитый казахстанский скульптор Эдуард Казарян. Все права на скульптуру принадлежат Seimar Social Fund. Англичане сделали копию без нашего разрешения, нарушив авторское право. Мы можем подать на них в суд. Как вы думаете, как нам стоит поступить?»

45% развлекательных заведений разорились на карантине — Клуб рестораторов

Конечно, и автор скульптуры Эдуард Казарян был возмущен не только фактом воровства, а еще и тем, что само исполнение ливерпульской копии оставляет желать лучшего.

Недавно по телефону я разговаривал с ним об этом случае, и он рассказал, что как только появились публикации об этом, с ним даже связались с английские журналисты, которых заинтересовала эта история. Обычно ведь у Запада все воруют, а тут случилось все наоборот! Но тем, судя по всему, больше нужна была «желтая» стороны этого дела – «будет ли судебное разбирательство?», и как только перестало нести «жареным», они сразу слились.

А Мургулан Сейсембай, с которым я списался через социальную сеть и поинтересовался, чем же вся эта история закончилась, ответил, что «все потихоньку забылось!» На мой вопрос «Связываться не захотелось или времени не было?» господин Сейсембай ответил: «Времени нет».

А жаль, нужно было пободаться с оборзевшими плагиаторами и довести дело до логического конца. Кстати, недавно в интернете я нашел информацию о том, что во Вьетнаме появилась копия «Байтерека»!

Справедливости ради стоит сказать, что и в Алма-Ате тоже есть копия одного всемирно известного атрефакта — миниатюрная Эйфелева башня. Но раз не было никаких скандалов, скорее всего, все было сделано по уму и найдено какое-то правильное юридическое решение.

Между прочим, меня тоже могут обвинить в воровстве образа Джона Леннона, который фигурирует в моих пьесах, но насколько я знаю, пока никто не зарегистрировал его светлый лик юридически, и только у Всевышнего, как мне кажется, есть на это право. И еще у людей творческих.

А на коду (выражаясь по-музыкантски) хочу в Евангелии от Леннона кое-что подправить, да простят меня ортодоксальные леннонисты. В канонах у Джона есть такая фраза «Reality leaves a lot to the imagination» (Реальность во многом уступает воображению), однако, судя по этой истории, которую я тут попытался внятно изложить, это не всегда так. Реальность местами просто поражает своими причудливыми и фантастическими сюжетами, особенно когда это касается Битлов и самого Джона Леннона…

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter