Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

Казахстанцы доверчивы и мечтают о чуде. Этим пользуются мошенники

952

Телефонное мошенничество набирает обороты

Исследование лаборатории Касперского ситуации в Казахстане показало, что:

  • каждый третий казахстанец в первом полугодии 2020 года стал жертвой мошенников, которые звонят от лица финансовых организаций,
  • 73% злоумышленников обращаются по личному номеру телефона,
  • звонки начинаются с понедельника по четверг включительно, с 11 утра до 18 вечера. Причем они пользуются тем, что в четверг люди особенно легко ведутся на любые предложения, ведь все уже расслаблены в ожидании выходных.

В 43% случаев злоумышленники пытались выведать код из СМС или данные карты.

В 22% случаев — убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет.

Если пересчитать общую сумму ущерба от мошенников на все население Казахстана, только за первую половину 2020 года получится 12 тыс. тенге с человека!

Есть сомнения? Бросайте трубку!

Эксперты советуют прислушиваться к своей интуиции и не особо церемониться с теми, чьи действия вызывают хотя бы легкие подозрения.

— Настоящий банковский работник не будет просить вас назвать коды и пароли. Не бойтесь проявить невежливость и смело бросайте трубку! — советует Евгений Питолин, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии, СНГ и странах Балтии.

И добавляет, что после этого лучше перепроверить, действительно ли звонили из банка.

Люди верят в чудеса и бесплатный кредит

По словам Евгения Питолина, наши люди верят в чудеса. А потому ведутся на предложения получить некий выигрыш или выгодный кредит. Обычно по этой схеме мошенники просят перевести на счет небольшую сумму денег.

Чаще всего киберпреступники представляются:

  • сотрудником финансовой организации,
  • сотрудником госорганов или общественных организаций,
  • продавцом на сайте объявлений,
  • сотрудником онлайн магазина.

При этом 47% мошенников обращаются к потенциальной жертве по имени, а 31% знают также фамилию и отчество. 14% могут даже назвать банк, в котором у человека открыт счет. По мнению экспертов, это легко угадать, ведь в Казахстане не так много банков.

А вот номера платежных карт мы сами беспечно оставляем в публичном пользовании

Спасение утопающего дело рук самого утопающего

По данным исследования, в 85% случаев мы сами виноваты, что попадаемся на удочку мошенника.

Что же делать, чтобы защититься от атак киберпреступников?

Психолог Марина Галкина говорит, что в первую очередь важно сохранять критическое мышление. По ее словам,

успех мошенника зависит от его способности вызвать у жертвы сильные эмоции. В такой момент человек неспособен принять рациональное решение

Злоумышленник прекрасно манипулирует на вашем страхе, стыде или чувстве вины. А также на жадности, когда человек во что бы то ни стало хочет получить большой бесплатный приз.

Кроме того, сегодня преступники активно играют на чувстве милосердия. Часто просят перевести некоторую сумму на счет больного ребенка. Данные о реальных больных и их диагнозе они легко скачивают из профильных сайтов.

— Казахстанцы верят в сказки и хотят получить все бесплатно. Нас часто подводит вера в то, что кто-то большой придет, защитит и все решит за нас, — добавляет Евгений Питолин. — Но за свою безопасность надо учиться отвечать самому и развивать критическое мышление. Ведь розовые очки всегда бьются стеклами внутрь.

В пандемию мошенники активизировались

По словам исполнительного директора Евразийского банка Светланы Королевой, в Казахстане один из самых низких показателей мошенничества в мире.

Первое место по киберпреступности занимают США. В этом списке в числе первых мошенники из Европы и Китая. Доходит до того, что в некоторых странах банкиры даже рекомендуют не пользоваться банкоматами.

В нашей стране резкий всплеск мошеннической активности был зафиксирован во время пандемии — в июне-июле 2020.

Правила цифровой безопасности

Банкир дала простые советы по кибербезопасности.

  • Как вычислить надежность сайта при онлайн платежах? Первое — адресная строка должна содержать код — https. Второе — значок замка
  • При оплате в магазинах и ресторанах требуйте терминал, снятие денег должно происходить в вашем присутствии
  • При утере карты ее необходимо немедленно заблокировать
  • Никогда не передавайте карту или доступ к персональным данным третьим лицам
  • Никому и никогда не говорите свой PIN-код
  • Не сохраняйте на чужом устройстве персональные данные
  • Не стоит привязывать все платежные операции только на одну карту
  • Храните деньги на виртуальной платежной карте

Преступление и наказание

По банковским киберпреступлениям в Казахстане было заведено 40 уголовных дел. И это говорит о низком уровне правоприменительной практики.

По мнению Евгения Питолина, причина в том, что в полицию обращаются немногие.

— Надо сразу идти в полицию. Писать заявление. Звонить в службу безопасности банка. Только так мы можем наказать мошенника!

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter