9 октября исполнилось бы 80 лет одному из величайших музыкантов мира Джону Леннону, основателю группы «Битлз», которая кардинально повлияла на современную мировую музыку и культуру.
Все прогрессивное человечество будет отмечать эту дату, а уж про битломанов и говорить нечего (как это ни удивительно, но бодрый лозунг «прогрессивное человечество» из нашего коммунистического прошлого в текст ложится как родной!). И надо отметить, что Алма-Ата подошла к этой дате с хорошим багажом.
У нас есть памятник этой группе, которых в мире не так уж много, и нужно гордиться тем, что в 2007 году наш город появился на карте мировой битломании, а значит, вообще мировой поп-культуры!
Наша история (почти детективная) с памятником Битлам началась с банальной «залепухи», когда в еженедельнике «Аргументы и факты» (в то время главным редактором казахстанского приложения являлась Людмила Степенко) была опубликована статья вашего покорного слуги под названием «Фонтан имени «Битлз» (№ 25 за 2002 год).
В ней я поздравил сэра Пола с юбилеем (ему исполнилось 60 лет), а также в шутку написал о том, что неплохо было бы увековечить память о «Битлах» в Алма-Ате.
Улица имени Джона Леннона есть в России в Екатеринбурге, памятник Джону Леннону имеется даже на Кубе, не будем говорить об Англии или США. И хотя никто из «Битлз» ни разу не бывал в нашем городе, может быть даже и не слышали о нем, все равно многие места Алматы пропитаны их духом, духом любви и свободы!
И я предложил назвать фонтан, который находится на так называемой «Недельке» — каскад на улице Байсеитовой, между улицей Джамбула и бывшей Калинина, ныне Кабанбай батыра — именем «Битлз», уже давно ставших одной из вершин мирового искусства. На этом «пятаке» часто собирались битломаны.
Написал и написал — мало ли люди пишут. Я так и думал, что все это останется просто прекрасным дримом. Недостижимой мечтой. Но вот однажды вечером мне позвонил Ринат Шаяхметов. Так мы с ним и познакомились. А потом он рассказал мне о том, что у него появилась идея написать Йоко Оно и попросить у вдовы разрешение на создание мемориала Джону Леннону в нашем городе. Мы оба тогда не предполагали, что началась самая настоящая magical mystery history. Почти по «Битлз»… Письмо, которое несло соответствующую информацию и просьбу поддержать проект мемориала, посвященного Джону Леннону, было отправлено в Нью-Йорк вдове Великого «Битла».
И вот в марте 2003 года пришел ответ, который и стал причиной моего выпадения в осадок. Приведу его перевод частично:
«Наша фирма представляет интересы Йоко Оно Леннон. Ваше письмо на имя г-жи Леннон было доведено до моего сведения для составления ответа. В принципе, г-жа Леннон не возражает против создания мемориала Джона Леннона в бывшей столице Казахстана. Однако прежде чем дать полное согласие, необходимо будет ознакомиться с окончательным проектом. С уважением, Джонас Э. Хербсман. Адвокатская контора «Шукат Эрроу Хэфер энд Уэбер, Л.Л.П., Нью-Йорк…»
После этого журналист Галина Галкина опубликовала ряд статей на эту тему в газете «Новое поколение». Там были указаны адрес электронной почты Рината и номер моего мобильного. Не скажу, чтобы мой телефон стал сразу разрываться от звонков, но люди звонили.
На мой e-mail пришло послание с предложением открыть «Битловский фэн-клуб». Нашелся даже старый знакомый, я не видел его лет десять, который, прочитав статью, тут же позвонил с предложением о помощи. Был звонок от Габита из Кзыл-Орды, он все не мог поверить, что такое возможно в нашем государстве. Кстати, Габит Сабитов — лидер кзылординской группы, исполняющей песни «Битлз» один в один. Он пару раз побывал в Ливерпуле, где группа выступала на «битловском» фестивале, который каждый год проводится в городе, в той самой настоящей «Каверне», на той самой сцене…
Какое послание можно услышать в ритмах барабанов? — группа BUGARABU
И все они как один выражали поддержку проекту создания мемориала Джону Леннону. Правда, были и скептики — зачем это нужно, Джона уже давно нет, а «Битлз» тем более. Но ведь по большому счету это будет памятник или мемориал даже не Леннону, а нам с вами, нашему времени, нашей молодости, которая была такой насыщенной и интересной, несмотря на тяжелые времена…
А между тем Директор Британского совета в Казахстане, атташе по культуре посольства Великобритании, господин Джеймс Кеннеди направил тогдашнему акиму Алматы Виктору Храпунову письмо, в котором говорилось о том, что Британский Совет признателен общественности города за идею создания подобного мемориала. Вот небольшой отрывок документа:
«Мы считаем, что данный проект имеет большое значение для казахстанско-британских культурных связей и является значительным примером народной дипломатии и благородной инициативой, идущей непосредственно от казахстанского народа… В случае успешного развития проекта мы намерены оказать логистскую и административную поддержку проекта в части возможного приглашения экс-музыкантов группы или вдовы Джона Леннона Йоко Оно на церемонию открытия памятника в Алматы…»
И акимат Алма-Аты пошел вначале навстречу этой идее. Даже уже пытались определить место, где будет установлена композиция. Хотели отдать нижнюю часть Старой площади Алматы. Вообще, все это было бы в духе Джона, который любил всякие авангардные перфомансы.
С одной стороны, там установлены бюсты известных партийных коммунистических вождей и верных ленинцев, а им в глаза будет смотреть сам Леннон, а вокруг тусоваться его верные леннонцы и орать во всю глотку «Imagine» или «Help»!
Чем живет джазовая культура Алматы сегодня? Рассказывает «Леди Джаз» Ирэн Аравина
Воистину, более крутого хэппеннинга и настоящего рок-н-ролла придумать нельзя!
По этому поводу я тоже написал газетную заметку, в которой упирал на то, что это будет еще и самый экзотический «джем сейшн»: коммунисты-ленинцы VS леннонцы-битломаны. Наверное, впоследствии все это слегка напугало чиновников, и долгое время они не разрешали вообще устанавливать уже готовую битловскую скамейку, а потом также долго тянули с местом под нее.
А потом все застопорилось. Из акимата был получен отказ. На заседание особой комиссии были представлены для рассмотрения четыре вопроса. Вопрос об установлении памятника Джону Леннону рассматривался третьим по счету.
«Выписка из протокола № 1 заседания комиссии по охране памятников истории и культуры г. Алматы от 09.01.04 г. :
3. Отклонить предложение по установке мемориальной композиции Джону Леннону, поэту и музыканту ливерпульской группы «Битлз»… Председатель, зам. акима г. Алматы — А. Мурзин».
Как говорится, без комментариев. И я уже даже пал духом, но Ринат не такой человек, чтобы сдаваться. Летом 2004 года он добрался до самой мэрии Ливерпуля! Откуда в адрес наших властей снова поступило письмо с просьбой о содействии алматинским фанатам «Битлз».
Но дадим слово самому Ринату:
«При содействии посла Республики Казахстан в Англии Ерлана Идрисова и сотрудников посольства мне удалось встретиться с личным помощником мэра Линн Мэссинджер и Мэгги Барр, отвечающим за международные связи. Свое письмо с просьбой поддержать инициативу по установлению памятника Джону Леннону в культурной столице Казахстана Алматы я передал через них лорду-мэру Ливерпуля Фрэнку Родерику.
https://365info.kz/2020/06/kak-pit-vodku-i-ne-umeret-i-chto-stalo-so-studiej-melodiya-na-kazahfilme-viktor-antas
И если установить памятник Леннону в южной столице, то он будет неким символом нового времени и вообще станет привлекательным объектом как для иностранных туристов, так и для инвесторов. Тем более, что Британский совет обещал пригласить на открытие сэра Пола Маккартни, Ринго Старра и Йоко Оно Леннон. В ряде стран уже увековечена память «великолепной четверки». Люди становятся терпимее, слушая «Imagine» и подпевая Леннону: «Ты можешь сказать, что я мечтатель, но я не один. Однажды ты присоединишься к нам, и мир станет единым…»
А вот ответ лорда-мэра Ливерпуля своему алматинскому коллеге:
«…В своем качестве лорда-мэра могу подтвердить, что у города Ливерпуля не будет никаких возражений против создания такого мемориала в городе Алматы, при этом должностные лица Ливерпуля были бы рады возможности высказать свои соображения в отношении предложения по проекту, если власти Алматы дадут разрешение на его строительство. Искренне ваш, лорд-мэр Фрэнк Родерик».
А потом прошло еще некоторое время, я бы назвал его смутным, когда все фрэнды и заинтересованные лица терзались сомнениями — что с памятником? Будет или нет?
Но вот в какой-то момент небеса разверзлись и оттуда на битломанов Алма-Аты посыпались только отличные новости! Новый аким Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов в 2007 году решительно пошел на эксперимент. Респект и уважуха вам, Имангали Нургалиевич — Peace & Love! Вы навсегда вошли в историю мировой битломании!
Кажется тогда по счету он был в пятерке или даже в тройке памятников группе, которые существовали в мире. Имеется в виду настоящих, а не просто домашних или уличных мемориалов, и к тому же произведениями искусства. (Кстати, в части второй будет рассказ о том, как наш памятник просто-напросто наглым образом сперли в самом Ливерпуле!).
Как Thora и Jürgen нашли корни хэви-метал в казахских кюях — группа Holy Dragons
Между тем вокруг Битлов уже давно возникли столько мифов и легенд, что можно написать целую книгу. «The Fool on the Hill» — если помните, была такая песня «Битлз» из альбома «Magical History Tour». Вернее, это даже был один из самых первых клипов в истории мировой поп-музыки, где молодой Пол Маккартни бегал по холмам старой Англии и пел, казалось бы, незамысловатую песенку о «дураке на холме», ставшую впоследствии одним из самых популярных произведений «Битлз».
Стоит сказать, что некоторые битломаны разглядели в клипе скрытые посылы, главный из которых — это то, что когда Пол подпрыгивает, то приоткрывается плащ, и оттуда выглядывает нечто, напоминающее детородный орган. Мы, помню, до дыр затерли в свое время видео с этой вещью, но так и не выяснили, был ли это действительно пенис будущего английского сэра или нет.
17 сентября 1969 года в американском студенческом журнале была напечатана статья под названием «Is Beatle Paul McCartney Dead?» («Mертв ли битл Пол Маккартни?»), где указывалось, что Битлы в последних альбомах оставляли подсказки о смерти Маккартни, в том числе слова «заведи меня, мертвец» и «мои пальцы сломаны», которые якобы можно было услышать в песне «Revolution 9» из Белого альбома, если прокрутить его в обратном порядке!
А 12 октября 1969 года на мичиганскую радиостанцию позвонил некто Том и в прямом эфире рассказал историю о том, что Пол погиб 9 ноября 1966 года и был впоследствии заменен двойником, неким полицейским по имени Уильям Кэмпбелл!
Битломаны всего мира действительно находили и до сих пор находят в их альбомах и поступках скрытые указания на те или иные тайны любимой группы. Вспомним хотя бы историю с мнимой смертью Маккартни и что его якобы заменил двойник, а еще как на «Abbey road» нашли столько скрытых намеков на этот печальный факт, что его обложка, наверное, на первом месте в списке битловской конспирологии!
Например, на диске процессия The Beatles означает похороны Пола.
Джон Леннон идет впереди в белом костюме, символизируя священника. Ринго Стар – это плакальщик, одетый в черное. Джордж Харрисон в неряшливой рубашке и джинсах является могильщиком. Пол одет в черный костюм и идет босиком. Это лишний раз подтверждает, что Пол — труп. Пол – левша, а здесь он держит сигарету в правой руке. Про сигареты обычно говорят, что это «гвозди в крышку гроба». Таким образом, это знак, что «крышка гроба» Пола заколочена, а человек на фото — его двойник.
Пол также идет не в ногу с остальными членами группы, и это опять подтверждает, что он отличается от других. И далее, белый «Фольксваген-Жук» на заднем плане имеет регистрационный номер LMW 28IF. Конспирологи утверждают, что это означает, будто бы Полу на тот момент было 28 лет, ЕСЛИ БЫ (IF) он не умер.
На самом деле, когда был выпущен «Abbey Roa», Полу было 27 лет, но индийские мистики рассчитывают возраст человека с момента зачатия, а не с рождения, так что в этом случае Полу действительно было бы 28 лет. Также считается, что LMW означает «Linda McCartney Weeps» (Линда МакКартни Плачет) – это про жену Пола, на которой тот женился ранее в этом году…» И т. д, и т. п.
Интересно, а что же вообще это такое околобитловские слухи и мифы? Наверное, это тоже своеобразное творчество, и все это можно назвать продолжением любви к группе The Beatles…
Продолжение следует…