Мы даже оказались на последнем месте в рейтинге мер по смягчению изменения климата.
Проблемы экологии с каждым годом приобретают все большую значимость, однако Казахстан до сих пор не соответствует международным стандартам, говорится в запросе группы депутатов мажилиса на имя премьер-министра Алихана Смаилова.
Не последнюю роль в этом играет политика соответствующих министерств и ведомств. Например, промышленникам продолжают выдавать разрешения на ежегодное увеличение выбросов, в том числе парниковых газов.
Депутаты напомнили, что в 2015 годы Казахстан принял Цели устойчивого развития ООН и ратифицировал Парижское соглашение. Таким образом, мы взяли на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Сегодня борьба с изменением климата и защита окружающий среды – это один из важнейших вопросов для Казахстана.
— Изменение климата, по оценкам международных организаций, окажет особенно сильное влияние на Казахстан
с его засушливым климатом, водным стрессом и уязвимыми экосистемами. Уже до 2030 года прогнозируются рост опустынивания и деградации экосистем, значительное увеличение дефицита водных ресурсов и учащение засух, рост числа опасных природных явлений со значительными негативными последствиями для экономики, здоровья населения и устойчивости природных экосистем, — говорится в запросе.
Казахстан превратился в большую мусорную свалку — «Денсаулык»
Однако, утверждают депутаты, по оценкам Рамочной Конвенции ООН (РКИК ООН) за 2020 год, Казахстан не соответствует требованиям международных стандартов по мониторингу и отчетности выбросов. Кроме того,
мы на последней строчке в рейтинге Международного индекса усилий по смягчению изменения климата
(Climate Change Performance Index-2022) среди 64 стран — всего 19,81 балла из 100.
— В сложившейся ситуации нам крайне важно было бы определиться до международной климатической конференции СОР-27 со «Стратегией достижения углеродной нейтральности до 2060 года», о которой заявлено на самом высоком уровне главой государства, — считают мажилисмены.
Недавно миннацэкономики разработал первую версию документа и даже презентовал на Высшем Совете по реформам и Климатическом диалоге. Но подписанты утверждают, что она не отвечает международным требованиям Парижского Соглашения.
Стратегия должна не просто отражать переход на низкоуглеродное развитие, но и обеспечить механизмы снижения климатических рисков.
— Эта стратегия не отражает развития экономики — как будут развиваться и работать промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг, как она отразится она на продовольственной безопасности и здоровье людей? Что конкретно будут значить эти изменения для малого и среднего бизнеса и рядовых потребителей? Однако она не содержит ответы на эти ключевые вопросы, — говорится в запросе.
Депутаты подчеркнули, что за 20 лет промышленное производство в Казахстане значительно выросло, что привело к росту соответствующих выбросов парниковых газов.
В 2021 году выбросы от сжигания топлива в промышленности достигли 144,2% по отношению к уровню 1990 года.
Тем не менее
министерство экологии, геологии и природных ресурсов по-прежнему выдает предприятиям разрешения на ежегодное увеличение выбросов,
в том числе парниковых газов. При этом внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), согласно Экологическому кодексу, начнется только в 2025 году.
— По факту, для крупных промышленных предприятий международные обязательства Казахстана и национальная стратегия по сокращению выбросов не имеют обязательной силы, так как в первую очередь им важны только разрешения на выбросы, тем более методика установления позволяет получать нужные для предприятий лимиты, — считают подписанты.
Среди недостатков депутаты назвали также построение стратегии по секторальному принципу. Это не позволяет выделять проблемы природных экосистем.
— Сохранение естественных экосистем является наиболее надежной основой для снижения климатических рисков.
Наиболее уязвимыми от изменения климата в Казахстане являются водные ресурсы и зависимые от них природные экосистемы и сельское хозяйство
При этом ожидается, что усиление засухи, изменение режимов стока рек и осадков, повышение температуры и учащение экстремальных погодных явлений нанесут значительный ущерб населению страны и поставят под угрозу ее продовольственную безопасность, — утверждается в запросе.
Специальные программы по адаптации к изменению климата, которые призвала принять конференция COP26, в Стратегии практически отсутствуют, а те, что есть, «имеют отсылочный характер».
— По существу, многие меры по адаптации сводятся к сбору климатической информации и методологической оценке климатических рисков. Предлагаемые меры декларативны, реализация обращена к будущему, а ее механизмы не соответствуют задачам, возможностям и обязательствам страны. По структуре содержания все дается в виде общих выкладок, пожеланий и видений, — отметили депутаты.
Кто виноват в плохой экологии Казахстана? Эксперты назвали крайних
— Считаем, что
заявления высокого уровня, сделанные главой государства в разное время по экологическим проблемам, не выполняются в полной мере
В такой версии проекта Стратегии без ответа остается вопрос о том, достигнет ли Казахстан углеродной нейтральности и как будут выполняться взятые страной обязательства, — резюмировали подписанты.