Они обвинили… самих казахстанцев.
Актуальность экологических проблем в Казахстане и в Алматы в частности растет ежегодно, считают участники конференции «Сфера экологии: от проблем к решениям». Переход к «зеленой экономике» требует много сил и затрат, а самое главное — желания. Многим сейчас проще заплатить штраф и работать по старинке. При этом главные виновники вовсе не промышленные предприятия.
Ерлан Смайлов, руководитель группы «Кипр», предложил начать с экологических проблем Алматы.
— Тема экологии больше социальная и для нас ключевая. Мы видим, как ухудшается экологическая обстановка, а бодрые рапорты госорганов часто расходятся с той реальностью, в которой мы живем. Особенно это ощущает на себе Алматы, — сказал он.
Марат Шибутов, член Национального совета общественного доверия, условно разделил эти проблемы на две категории:
— Для их решения есть все условия, но нужна политическая воля. Кроме того, необходимо проводить комплексную политику, которая будет играть главную роль в развитии города, — уточнил эксперт.
Также он добавил, что в настоящее время готовится генеральный план корректировки Алматы, который вызывает очень много вопросов «у профессионального сообщества, экономистов, демографов».
Экология в Алматы: пациент скорее жив, чем мертв?
Шибутов отметил, что сейчас многие алматинцы в первую очередь винят в грязном воздухе ТЭЦ-2 — и напрасно.
— Первый раз смог в Алматы был зафиксирован еще в 60-х годах прошлого века
В 1971 году вышло постановление Совета министров КазССР о мерах по предотвращению загрязнения воздушного бассейна Алматы. Потом выходили в 1974, 76 и в 85 годах. А ТЭЦ-2 заработала только в 1989, — подчеркнул он.
Эксперт считает, что причин загрязнения воздуха в городе несколько. Одна из них, что Алматы расположен в котловине.
— Зимой постоянно температурная инверсия — теплый воздух идет вверх, а холодный вниз и прибивает весь смог. В результате образуется подушка в 300 метров, где скапливаются все загрязняющие вещества. Через каждые 2-3 дня в новостях говорят, что в Алматы ожидаются неблагоприятные метеорологические условия. Они приводят к повышенной концентрации загрязняющих веществ, — сказал Шибутов.
Наши экологические проблемы прямо связаны с отношением к истории Казахстана — эксперт
Далее эксперт рассказал о гипотезе (которую назвал вполне реальной), что после строительства плотины на Медеу произошло «ослабление горно-долинной циркуляции», уменьшается перемешивание воздуха, и это тоже приводит к сильному загрязнению.
По поводу смога в Алматы высказалась также Айжан Скакова, директор НИИ проблем экологии КазНУ имени аль-Фараби. Она начала с того, что город изначально не был рассчитан на нынешнее количество жителей, причем рост численности населения мегаполиса продолжается. Например,
только за один день в Алматы въезжают 250 тыс. автомобилей, это вдобавок к 500 тыс. уже зарегистрированных
Машины далеко не самых новых марок, качество бензина тоже не всегда соответствует желаемому. И это тоже дополнительные выбросы в атмосферу.
Продолжая тему касается выбросов Шибутов заявил, что у Казгидромета, во-первых, слишком маленькая сеть станций, а во-вторых, эти станции якобы «не берут тяжелые металлы».
Мор рыбы в Северном Казахстане: проведен анализ воды
— Бывает, что бензину повышают октановое число с помощью различных присадок. Так его фальсифицируют. В результате идет выброс свинца. Вполне может быть, что у нас большинство аллергий не из-за пыли, а из-за свинца. Но этот вопрос у нас не изучают, — сказал он.
Далее к списку проблем (причем не алматинских, а общереспубликанских) Шибутов добавил несанкционированные свалки и сброс прямо в речки канализационных и сточных вод.
— Тут вопросы к экологической полиции и природоохранной прокуратуре, которые работают слабо. Надо увеличивать число рейдов, штат и за нарушения назначать совсем другие штрафы, — сказал эксперт.
Эксперты упомянули проблему качества и количества воды. В частности, в 2020 году, по утверждению Смайлова, в Или и Балхаше было очень мало воды.
На это Шибутов заявил, что существуют 6-7 летние чередующиеся циклы много- и маловодья. 2021 — третий год маловодного периода. К этому просто надо периодически готовиться.
Атомные электростанции в Казахстане: вопрос открыт
Однако он же добавил, что свою лепту вносят и водохранилища. Есть мнение, что их концепция себя уже исчерпала — и Шибутов с ней согласен.
— Во всем мире водохранилища убирают, и реки приходят в естественный режим. Наиболее благоприятно это влияет в первую очередь на сельскохозяйственную сферу. Это залитая водой пойма, рыба и животные.
В реальности на энергетику уходит больше воды, чем нужно на все остальное,
— сказал эксперт.
Он уточнил, что это возможно лишь при наличии другого энергетического источника: либо АЭС, либо альтернативная энергетика.
— Если бы мы в свое время построили около Балхаша АЭС, водохранилища были бы уже не нужны. Зато у фермеров всегда была бы вода, — добавил Шибутов.
Скакова напомнила, что в 2021 году в силу вступает Экологический кодекс.
— Все предприятия обязаны вводить НДТ — наилучшие доступные технологии. Они берут на себя обязательства применять их, каждое дает программу экологического контроля. Раньше она у нас тоже была, но выполнялась спустя рукава, да особенно никто и не контролировал, — сказала Скакова.
На это, конечно, дается время — от 5 до 15 лет. В пример она привела Европу, где на радикальное снижение вредных выбросов ушло 15 лет, а также огромные государственные и частные инвестиции.
Шибутов добавил, что экологическая обстановка в Европе улучшилась не только в результате этих мер.
Просто самые «грязные» производства перенесли в Китай и Юго-Восточную Азию
Это привело к экологической катастрофе там, зато улучшилась ситуация в ЕС.
— В Европе остались только сборка и настройка, то есть те этапы, где фактически нет вредного воздействия. Казахстан свои производства никуда отправить не может.
О таких же гигантских вложениях не позволяет говорить и производительность труда. Я бы не стал уповать на НДТ, кто-то может их сделать, а кто-то нет. Тут надо еще и экономически рассчитывать, — заявил эксперт.
Далее Шибутов заявил, что в большинстве случаев в плохой экологии виноваты… сами сограждане.
— Мы должны честно признаться, что
«площадное» воздействие на окружающую среду дают не какие-то недропользователи, а население
Люди жгут камыши и сухую траву, вырубают деревья, браконьерствуют. В Алматы вырубают в основном конечно строители, а в целом по стране — физические лица, — считает он.
В Алматинской области каждую весну горят гигантские площади. По утверждению Шибутова, «один пал делает выброс, как средний завод». И никто об этом не говорит.