Нур-Султан
Сейчас
13
Завтра
14
USD
470
0.00
EUR
484
0.00
RUB
8.04
0.00

Казахстан превратился в большую мусорную свалку — «Денсаулык»

1826









Слева направо: Бахыт Туменова, Айгуль Соловьева и Гинтаутас Кентра.

За годы независимости Казахстан старательно поддерживал все мировые инициативы экологического характера. Едва ли не первым ратифицировал Парижское соглашение в 2016 году, заявил о намерении добиться углеродной нейтральности к 2060 году.

Чисто не там, где убирают

Из последнего: в ноябре 2021 года тогда премьер-министр Аскар Мамин на саммите мировых лидеров Рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР26) сделал ряд серьезных заявлений. В том числе Казахстан предложил выступить в качестве регионального климатического хаба Центральной Азии по устойчивому развитию.

«Это позволит объединить усилия стран региона в обеспечении «зеленого» экономического роста через трансферт технологий, привлечение «зеленого» финансирования, обмен знаниями и инновациями на площадке Центра «зеленых» финансов МФЦА и других региональных организаций, занимающихся климатической повесткой», — сказал на саммите Мамин.

На поверку же оказывается, что в самом Казахстане экологические проблемы, влияющие на раннюю смертность от неинфекционных болезней, не только не решаются, но усугубляются

Достаточно ознакомиться с кабинетным исследованием Ассоциации «Денсаулык» и станет понятно, что никаким центрально-азиатским экологическим хабом Казахстан называться не смеет, пока не разберется с собственными «достижениями». А они, следует отметить, достаточно внушительные.

5 главных проблем, влияющих на жизнь

Например:

  • в рейтинге стран по качеству воздуха Казахстан в 2021 году занял 32-е место в мире из 106 (1-е место в рейтинге — худший показатель, последнее — лучший). Средний годовой показатель Алматы за 2020 год составил 39,3 µg/m³, Нур-Султана — 21,9 µg/m³. Среди стран СНГ положение Украины, Туркменистана и России оказалось лучше, чем Казахстана
  • Казахстан в ближайшее время ждет дефицит воды до 60%, и как следствие — засухи, заморозки, инфекции, паводки, оползни, пожары, опустынивание, сокращение урожайности и рабочих мест, рост заболеваемости населения и смертности, миграция и конфликты
  • Объем накопленных твердых бытовых отходов составляет более 100 млн тонн. Ежегодно Казахстан образует 5-6 млн тонн отходов. До 2025 года их объем будет постепенно увеличиваться и подойдет к отметке в 8 млн тонн в год. Наиболее загрязненными являются индустриальные и промышленные регионы — Павлодарская, Карагандинская, Акмолинская, Костанайская и Восточно-Казахстанская области
  • В 2019 году эмиссия парниковых газов от транспорта составила 26,5976 тыс. тонн СО2-экв (в 1990 году этот показатель равнялся 22,315 тыс. тонн СО2-экв). Основная причина – стремительный рост автопарка страны. Причем не самого экологичного
  • Казахстанцы — не самые первые в мире приверженцы здорового образа жизни. По числу курильщиков страна на 41-м месте из 127, то есть курит каждый четвертый, а по потреблению алкоголя — на 76-м.

Безуглеродный транспорт

По словам руководителя Ассоциации «Денсаулык» Бахыт Туменовой, на качество жизни влияет целый ряд факторов — от здоровой экологии до собственных потребительских привычек. А от уровня медицины смертность зависит лишь на 8-10%.

— Чтобы минимизировать риски возникновения неинфекционных заболеваний среди населения, нужно применять дифференцированный налог на автотранспорт, выбрасывающий в атмосферу опасные выбросы, и активно стимулировать население отказываться от автомобилей и пересаживаться на общественный транспорт, велосипеды, метрополитен и электрокары, — подчеркнула Туменова. — Но при этом по городу должны ездить современные со всеми удобствами автобусы с развитой маршрутной сетью. Необходимо увеличить километры велодорожек, и не только в центре.

Эксперты «Денсаулык» ссылаются на заявления европейских стран о том, что если транспортные выбросы не будут поставлены под контроль, национальные климатические цели на 2030 год не будут достигнуты.

Чтобы выполнить Парижские климатические обязательства к 2050 году, автомобили и фургоны должны быть полностью обезуглерожены

Это требует полного прекращения продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2035 году. Казахстан, разумеется, в этой схеме не исключение.

В ассоциации хорошо понимают, что пересадить всю страну на новые экологичные автомобили нереально, а на электрокары тем более. Однако эксперты настаивают, что безопасным с точки зрения экологии для большинства населения должен стать хотя бы общественный транспорт.

Хлам шагает по стране

Что касается твердых бытовых отходов, которыми Казахстан разжился в последнее время, панацея в мире давно существует — заводы по переработке мусора. Однако в нашей стране с этим большие проблемы.

 — В Казахстане очень слабо развита индустрия отходов и система вторичной переработки мусора, — говорит председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана, член Совета по зеленой экономике при премьер-министре Айгуль Соловьева. — Мировой опыт показывает, что без применения определенных принципов и механизмов достичь успехов в этой области практически невозможно. Необходимо совместное взаимодействие государства, предприятий по утилизации мусора и каждого жителя, чтобы добиться кардинальных изменений.

Поэтому для спасения страны от сотен миллионов тонн мусора нужно стимулировать применение биоразлагаемого пластика

через внесение в национальное законодательство соответствующих норм, а также переход экономики на принципы замкнутого цикла.

Альтернативное табакокурение

Еще один вредитель качеству и продолжительности жизни — табакокурение. Об этом Бахыт Туменова и ее коллеги регулярно говорят на встречах с руководителями министерств и ведомств.

И вот вроде бы в Казахстан пожаловали бездымные табачные продукты с меньшим вредом здоровью курильщиков и их окружения, как законодатели тут же внесли свой посильный вклад, чтобы уравнять обычный табак с электронными сигаретами в части различных запретительных мер.

— Самый действенный способ сохранить здоровье – это полный отказ от курения, — считает врач и эксперт Национальной Ассоциации «Денсаулык» Гинтаутас Кентра. — У человека должен быть выбор.

Если нельзя отказаться от вредной привычки, то переход к устройствам, которые не сжигают, а нагревают табак будет разумной альтернативой курению, которая поможет снизить риски для здоровья

В этом главная цель концепции снижения вреда. Но чтобы население переходило на бездымные альтернативы, они как минимум должны быть дешевле обычных сигарет. А значит, регулировать оборот табачной продукции надо дифференцированно. В том числе и налогообложение на нее.

Но в Казахстане акцизные сборы и налоги собираются исключительно исходя из интересов бюджета — чем больше, тем лучше. Это касается и табака, и алкоголя, и даже сахаросодержащих напитков. Причем при принятии решений, как выяснилось, чиновники ссылаются на далеко не свежие исследования из-за пределов Казахстана.

На встрече с представителями «Денсаулык» журналисты интересовались источниками информации при проведении кабинетного исследования о влиянии экологических проблем и вредных привычек на качество и продолжительность жизни казахстанцев.

Эксперты вынуждены были признать, что в основном ориентируются на данные международных научных институтов. А собственных казахстанских на такие важные темы нет

— Бюджет на исследования не выделяется, — констатирует Айгуль Соловьева. — Что делает государство? Раньше правительство давало деньги международным организациям, чтобы они у нас проводили свои исследования. Но платить надо своим ученым, а без бюджета проводить системный анализ существующих проблем невозможно.

Министерства идут в парламент, просят деньги, а парламент в первую очередь одобряет социалку, здравоохранение и всегда ссылается на то, что сейчас не до исследований. Так и ходим по кругу.

То, что мы представили в своем кабинетном исследовании, построено на данных международных организаций. И эти данные с погрешностью в 5-7% вполне можно проецировать на Казахстан. Но все-таки нам необходимо провести ряд исследований, чтобы обладать правильными цифрами для принятия правильных решений.

© «365 Info», 2014–2022 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter