Как пишет Kazgazeta.kz, исследование, проведенное центром PaperLab в 2021 году, выявило проблемы в казахстанских школах, требующие срочного решения.
В интервью Kazgazeta.kz, социолог Алмаш Тлеспаева рассказала о масштабных проблемах, с которыми сталкиваются в средних учебных заведениях страны.
— Пандемия еще больше подчеркнула актуальность уже накопившихся проблем в сфере образования. Сейчас в связи с коронавирусом в некоторых учебных заведениях продолжается онлайн-обучение. Не вызывает ли этот вопрос неравенства в образовании?
— Это правда, что существует проблема неравенства в сфере образования, и пандемия значительно способствовала дальнейшему обострению проблемы. Несмотря на то, что дистанционное обучение широко распространено в мире и является одним из методов вхождения в глобальное мировое сообщество, именно этот вид обучения в Казахстане не получил широкого развития. И это напрямую связано с инфраструктурой и цифровой грамотностью.
По статистике, в 2021 учебном году общее количество казахстанских школ – 7 440, из них около 2 200 расположены в городах, остальные (то есть 70%) — в селах. Проблемы села — это питьевая вода, газ и свет, автомобильные дороги, связь. Все это касается и сельских школ.
Курившие прадеды «подарили» нам риск диабета и ожирения — ученые
Для обеспечения «удаленки», помимо профессиональных навыков учителей и соблюдения санитарно-гигиенических норм, речь идет о доступе к широкополосному интернету (работа со специальным программным обеспечением для обучения в онлайн формате).
Интернет в селе дорогой, а широкополосный, как правило, проводят только для госучреждений — администрации, поликлиник или больниц, школ, домов культуры, но никак не в дома сельчан.
Есть общая проблема для городских и сельских школ – обеспечение материально-технической базой (компьютерное оборудование, инструменты часто старые, а программное обеспечение не отвечает требованиям мета/киберпространства, которое постоянно обновляется).
Вторая проблема — цифровая грамотность. Цифровизация сектора образования в Казахстане началась в 1997 году с автоматизации сферы образования, в том числе онлайн-обучение. Однако острая необходимость определения роли и ответственности участников, вовлеченных в процесс цифровизации, сохраняется на протяжении длительного времени.
В связи с этим в 2017 году была утверждена программа «Цифровой Казахстан». Исходя из логики этой программы, цифровизация должна стать инфраструктурно-технологической основой оптимизации и акселерации образовательной политики. Для этого в первую очередь необходимо заложить фундамент цифровой грамотности населения и усовершенствовать цифровые навыки.
Однако цифровая грамотность большей части простого населения не превышает использование мобильных приложений.
И при переходе на дистанционное обучение этот факт существенно повлиял на качество образования.
Навыки цифровой грамотности как преподавателей, так и родителей, имеющих непосредственное отношение к учебному процессу, не позволили организовать качественный учебный процесс на необходимом уровне
Конечно, в городах, особенно в элитарных школах, цифровая грамотность высока, так как детям доступен необходимый для учебного процесса капитал (финансовый, технический, коммуникационный/сетевой). В этом проявляется социальное неравенство, которое ярко подчеркнулось в сфере образования во время пандемии коронавируса.
— В школах по-прежнему наблюдается большое количество учеников в классах, то есть дефицит школ. Один из примеров: в начале этого учебного года в селе Косшы близ столицы число первых классов достигло буквы «Ш», и многие СМИ поднимали вопрос, что учиться пришлось в три смены. Насколько возможно предвидеть и предотвратить возникновение подобной проблемы?
— Конечно, каждый вопрос в любой сфере требует всестороннего анализа и комплексных мероприятий. Во-первых, необходима экспертная работа социологов, демографов и специалистов, занимающихся социальной статистикой. То есть прогнозирование количества детей дошкольного возраста и детей, идущих в школу, с учетом процессов урбанизации, внутренней и внешней миграции.
Социологи и социальные работники анализируют проблемы, связанные с посещением детьми инклюзивной группы общеобразовательных школ, потребностями в адаптации, восприятием обществом детей этой группы и многое другое. У финансовых специалистов и архитекторов есть свое направление в этом вопросе.
— Насколько важна образовательная инфраструктура?
— Если продолжить говорить о материально-технической базе, помимо различий в городско-сельском разрезе, необходимым информационно-технологическим обеспечением (компьютеры, наличие лабораторного оборудования, их функционирование и доступность для детей), существует большое неравенство между инфраструктурой школ и в городах.
К примеру, есть существенная разница между организацией учебного процесса частными школами, НИШ, КТЛ и государственными общеобразовательными.
Это тоже одно из проявлений социального неравенства. Например, исследование центра PaperLab хорошо показывает социальное неравенство в образовании и его последствия с помощью чего-то простого, к примеру, наличия или отсутствия школьного туалета.
Результаты исследования показывают, что расположение туалета внутри или снаружи здания школы способствует объему времени, затрачиваемого на санитарно-гигиенические нужды. Соответственно, на посещение уличного туалета времени уходит больше, хотя оно может быть эффективно использовано для обучения. Очень сложная ситуация в зимнее время. В основе социального неравенства лежат вещи, которым не придается особое значение.
— Что касается инклюзивного образования. Все более усложняет систему образования тот факт, что растет число детей с особыми потребностями. Какие меры нам нужно принять для решения этого вопроса?
— Вопрос инклюзивного образования только начал активно обсуждаться в обществе. Почему? Потому что в коллективной памяти в нашем обществе «инвалидов» нет. Это позиция, оставшаяся от советского правительства, и наше избавление от нее идет очень медленно.
Этот вопрос рассматривается в вышеупомянутом исследовании. И по мнению исследователей, обеспечение инклюзивным образованием для государства — это создание безбарьерной среды. Но в большинстве случаев проблема ограничивается только размещением пандусов.
В борьбе с бедностью надо брать пример с Китая — обзор казСМИ
То есть, говоря об инклюзивных группах, мы в основном думаем о детях с ограниченными возможностями. А когда встает вопрос об организации их образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, выбирается самое простое решение – форма обучения на дому. Поиск альтернативных путей в зависимости от необходимости, как правило, проводится НПО или международными организациями.
По необходимости зачисления в школу детей с особыми потребностями необходимо работать в условиях взаимодействия школы, управлений образования и здравоохранения, социальных работников и родителей.
— В странах Средней Азии до сих пор не полностью решена проблема детей школьного возраста — ранние браки и раннее трудоустройство. У нас в южных регионах тоже встречаются подростки, которые рано женились или вышли замуж. Каковы основные причины этой проблемы? Менталитет, ритуальная специфика или влияние безразличного отношения к знаниям?
— Мы все еще консервативное, то есть традиционное общество. Патерналистские отношения в семье являются олицетворением отношений в обществе, то есть мужчина — кормилец, женщина — очаг.
О том, что эта позиция приводит к социальному и гендерному неравенству в образовании, свидетельствует исследование организации PaperLab.
«Для общества миссия женщины состоит в том, чтобы выйти замуж и родить ребенка», – говорят исследователи центра.
Одна из форм подтолкнуть женщину к этой миссии — переложить на ее плечи большую часть работы по хозяйству. То есть время, которое она тратит на домашнюю работу, мужчина может потратить на образование.
В школах по-прежнему пропагандируют социализм — обзор КазСМИ
Конечно, у общества глобализации и модерна есть свои требования к личности (чтобы стать успешным, надо непрерывно учиться и совершенствовать свои профессиональные навыки). И если ты не отвечаешь этим требованиям, становишься аутсайдером. С этим патернализмом вы столкнетесь во всех сферах общества, потому что «коллективное сознание» навязывает свои правила.
— Как бороться с социальным неравенством?
— Социальное неравенство в обществе преодолеть невозможно. Ни один утопический режим, жаждущий социального равенства, не был успешно завершен. Нет такого режима и сейчас. Мы можем только сократить неравенство между социальными группами.
Для этого власти должны провести комплексную работу в экономической, социальной и политической сферах. Это одно.
Второе — социальная справедливость, тесно связанная с социальным неравенством, понимается всеми по-разному. Для кого-то это разделение благ поровну (ведет к социальному иждивенчеству, и в нашем обществе есть проявления этого явления), а для кого-то — разделение по необходимости. Поэтому реформы, проводимые государством, важно разъяснять и пропагандировать на понятном народу языке.