Но на долю автомобилей с возрастом более 10 лет приходится больше половины всех сделок.
На 100 казахстанцев приходится 18,8 зарегистрированных автомобилей. Это наименьший показатель за последние 10 лет. Такие данные на начало 2022 года публикует @DataHub_FCBK с ссылкой на официальную статистику.
Согласно статистике, на начало 2016 в среднем на сотню казахстанцев приходилось 22 авто, но в течение пяти из последующих шести лет показатель снижался, опустившись до текущего уровня.
У акимов с министрами зарплата не очень большая, а часы за сто тысяч долларов — Злотников
«На динамику влияют два фактора. Первое – увеличение населения. Второе – снижение количества зарегистрированных автомобилей. По состоянию на 1 января 2022 на учете состоит 3 млн 798 тыс. единиц. За год их число снизилось на 72,2 тыс. (-1,9%); за семь лет – на 202 тыс. (-5,1%)», — отмечают авторы телеграмм-канала.
Причем снижение отмечается во всех регионах страны. Сейчас самое большое среднее количество зарегистрированных авто на 100 человек – в Алматинской области (22,1 ед.). Наименьшее – в Туркестанской области (7) и Шымкенте (10,4). Это объясняется большим количеством автомобилей, зарегистрированных еще в бывшей Южно-Казахстанской области (167,9 тыс.).
Потому что становится меньше старых автомобилей. За 2021 год количество транспорта в возрасте более 10 лет снизилось на 88,4 тыс. единиц (3,5%). Это значительное, но далеко не самое сильное сокращение за последние годы. Так, в 2015 году их число упало на 669,9 тыс. ед. (23,1%).
Одновременно с этим растет количество новых автомобилей. На начало 2022 года
зарегистрировано 516,8 тыс. единиц транспорта в возрасте не более трех лет. Это на 54,2 тыс. больше, чем годом ранее
Сказывается рост продаж новых авто, что в свою очередь связано с ростом автокредитования.
Сейчас в республике 63,4% зарегистрированных авто старше 10 лет. То есть примерно два из каждых трех. Доля авто в возрасте не более 3 лет – 13,6%. Это хуже, чем было в 2016-2017, но положительная динамика в вопросе обновления автопарка в последние годы все же есть.
В 2021 году на учет было поставлено 467,6 тыс. автомобилей в возрасте более 10 лет, что говорит о высоком спросе на вторичном рынке. На долю такого транспорта приходится 58,8% от общего количества регистраций (то есть фактически сделок). В Жамбылской области показатель и вовсе составляет 79,6%; в Алматинской – 77,4%.
Скрытая комиссия в банках: как не потерять свои деньги? — мнение юриста
Текущая доля находится на минимальном уровне по крайней мере за последние пять лет. То есть спрос на старые авто все в меньшей степени определяет динамику рынка в целом.
«В 2021 году в Казахстане прошли регистрацию (включая вторичную) 147 тыс. автомобилей в возрасте не более трех лет. Это на 22,7% больше, чем в 2020, и в два раза больше, чем в 2018. На долю новых автомобилей приходится 18,4% всех регистраций. Другими словами, больше половины сделок осуществляется со старыми автомобилями, однако с каждым годом авторынок молодеет», — пишет @DataHub_FCBK.
Наибольшую долю в общем объеме сделок старые автомобили занимают в южных регионах. Но их вклад понемногу снижается. В той же Жамбылской области доля авто в возрасте более 10 лет в общем объеме регистраций снизилась с 81,6% в 2020 до 79,6% в 2021. Причем снижение доли происходит в течение нескольких лет подряд (в 2018, к примеру, показатель составлял 84,7%). Аналогичная динамика прослеживается и в других областях макрорегиона. И происходит это на фоне роста заработной платы.
Обратная ситуация в северных регионах. В Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях доля старых автомобилей в общем объеме регистраций в 2021 году оказалась выше, чем в 2020.
В Нур-Султане на долю авто не старше трех лет пришлось 31,9% всех регистраций в 2021 году. В Атырауской области — 31,7%.