Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Нужно не бороться с ценами, а повышать доходы граждан — экономист

351
Инфляция

Бороться с инфляцией просто бесполезно, считает экономист Андрей Чеботарев. Особенно принятыми у нас административными методами, которые в итоге могут привести только к дефициту и появлению черного рынка.

Проблема в том, что цены растут во всем мире, и отдельно взятому Казахстану их не остановить

Нужно сделать так, чтобы у людей была возможность без труда покупать те же продукты пусть даже и по более высоким ценам.

Мы не можем даже сами себя прокормить

— Статистика говорит, что у нас сейчас инфляция добралась до 14% — это рекордное значение с июля 2016 года. В мире цены тоже растут. И доколе это будет продолжаться?

— Действительно, весь мир сейчас задает те же самые очень болезненные вопросы. Мы не исключение, у нас тоже очень сильно растет инфляция. Вообще, есть понятия монетарной и немонетарной инфляции. Монетарная бывает вызвана тем, что начинают печатать слишком много денег, которые в итоге обесцениваются, а немонетарная вызвана другими факторами.

В Казахстане, к сожалению, присутствуют все виды инфляции

Во-первых, вспомним, что мы уже к пандемии 2020 года пришли с высокой инфляцией. Тогда мы находились на верхнем пороге нашего целевого коридора в 4,6%. Коронавирус нас начал добивать, и сейчас это продолжается.

— А какая инфляция растет быстрее – продовольственная или непродовольственная?

— Откуда у нас вообще берется инфляция? Дело в том, что мы импортозависимая экономика, и именно поэтому продукты питания у нас дорожают более всякими темпами, чем все остальное. Мы просто не можем прокормить сами себя и закупаем продовольствие за границей. Соответственно, как только меняется курс, цена на него тут же вырастает. Поэтому у нас курсовая инфляция.

Нацбанк против правительства: базовая ставка создает лишние бюджетные расходы — экономист

Далее посмотрите графики инфляции во всех странах. К сожалению,

цены везде бьют рекорды – в Германии сорокалетний, а в США вообще полувековой

Это вызвано тем, что в пандемию 2020 года опять-таки печатали много денег, нарушались логистические связи. Теперь из-за военного вторжения России в Украину они нарушаются еще больше. По сути, мы завозим к себе мировую инфляцию.

Монетарная у нас тоже есть, потому что мы тоже печатали деньги, например, на льготные программы 2020-21 годов. Но ее немного. Если бы была только монетарная инфляция, мы бы даже попадали в коридор 4,6%. Но, к сожалению, только ей не ограничивается, потому что мы заложники нашей импортозависимой структуры экономики.

Местные компании не покрывают спрос на сахар в Казахстане

Плюс к этому в марте допустили резкое ослабление курса национальной валюты, когда доллар США уходил за отметку в 500 тенге, и это тут же сказалось на ценах. Поскольку, как я уже говорил, продовольствие мы закупаем за границей. И в-третьих, вместе с этим продуктами питания со всего мира еще и импортируем их инфляцию.

Почему власти не смогут справиться с ценами

— То есть цены растут не только потому, что товары закупают за валюту, но и потому, что они и в мире сами по себе тоже выросли. Получается двойной удар по кошельку. А как-нибудь с ней наши власти борются?

— Высокая инфляция не управляется ни базовой ставкой, ни какими-то другими классическими инструментами. Вообще, победить цены не удавалось никому в мире и никогда.

Все, что может сделать правительство, это пытаться сдерживать рост цен на социально значимые продукты питания, то есть хлеб, муку, сахар и так далее

Подчеркиваю – не снижать цены, а сдерживать темп их роста. Но не принятыми у нас административными методами вроде хождения по магазинам и тому подобного такие варианты не работают. Сдерживать можно методами стабилизационных фондов, и такие у нас есть. Я не очень понимаю, как они работают именно у нас, но это должно происходить по тому же принципу, что и валютные интервенции.

Продовольственная безопасность: аграриям выделяют дополнительные средства

То есть местный акимат закупает социально значимые продукты и помещает их на склад. А когда цены на эти товары начинают резко идти вверх, он поставляет их на рынок по сниженной цене, тем самым насыщая более дешевыми продуктами и сбивая ценовой ажиотаж. Это правильный и понятный метод. И именно так и надо работать.

Но стоит учесть, что в текущих условиях мировых рекордов инфляции

даже эти меры все равно не позволят снизить цены или даже сдержать на нуле – они все равно продолжат расти,

поскольку мы продолжаем оставаться заложниками общемировой ситуации. И это прогноз неутешительный.

— Никакими силовыми методами с этим не справиться?

— Что касается неэффективности административных методов, можно вспомнить очень яркий пример из недавнего прошлого. В 2020 году из продажи пропал кардиомагнил. И случилось это по одной простой причине – тогда правительство в лице минздрава ввело предельные цены на продажу лекарственных средств, а именно для этого препарата они оказались ниже, чем закупочная. Тогда аптеки просто перестали его покупать. То же самое с физраствором уже в 2022 году. И таких примеров очень много. Все, к чему может привести жесткое административное регулирование, это черный рынок и дефицит. По-другому не бывает.

Кто забыл, может спросить у родителей, что происходило в конце 80-х годов. СССР до последнего регулировал цены, и мы видели, к чему это привело.

— И что тогда делать? Просто потуже затягивать пояса и терпеть?

— Есть единственный способ, о котором, к сожалению, правительство ничего не говорит — повышение доходов граждан.

Правительство не сможет повысить доходы населения до 38,5% в ВВП к 2025 году — Счетный комитет

Вот об этом нужно думать в первую очередь, чтобы наши люди в итоге могли покупать товары даже по более высоким ценам. И только это будет логично и правильно.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter