Ведомство Натальи Годуновой, исходя из динамики последних лет, назвало планы кабмина нереалистичными.
Постановлением правительства 14 апреля 2022 года утверждена Программа по повышению доходов населения до 2025 года. Причем, исходя из документа, подразумеваются повышение зарплаты бюджетникам, увеличение количества новых рабочих мест и защита покупательной способности доходов населения.
Проще говоря, речь идет о том, что государство намеревается принять системные меры, чтобы зарплата казахстанцев не обесценивалась так быстро, как сейчас.
Это в какой-то степени признание кабмином того факта, что жить в Казахстане простому трудовому человеку становится все сложнее. А Счетный комитет этот факт подтверждает. Приведем данные официальной статистики, к которой доверие населения в принципе невысокое, но и та констатирует падение качества жизни.
Так вот, в последнем квартале 2021 года в среднем на душу населения приходилось 214,5 тыс. тенге. Из них трудовые доходы составляли 150,2 тыс., или 70,1%. Остальное — социальные трансферты, куда входят пенсии, пособия, АСП, жилищная помощь и стипендии. Причем в IV квартале 2021 года соцвыплаты в структуре денежных доходов выросли на 10,6%, чем они были в аналогичном периоде 2020. Это в среднем по республике. Но в отдельных регионах — в ВКО и СКО — соцвыплаты превысили треть в структуре доходов.
То есть Счетный комитет зафиксировал падение доходов от трудовой деятельности и рост доходов от социальных трансфертов
Доля оплаты труда в структуре ВВП в 2021 году составила всего 30,9%, что говорит о низком уровне заработка в Казахстане. Для сравнения, в развитых странах этот показатель составляет от 45% до 55%.
И за последние пять лет никакой положительной динамики в направлении роста доходов населения за счет трудовой деятельности нет. В 2017 году они также составляли 30,5% от ВВП. Ежегодно доходы населения съедает инфляция. За пять лет ее официальный суммарный уровень составил почти 34%. Есть сомнения, что коммерческие работодатели усердно индексировали зарплату своих сотрудников хотя бы на этом уровне.
В Программе по повышению доходов населения до 2025 года правительство хочет довести долю оплаты труда в ВВП до 38,5%. И вот эти смелые планы Счетный комитет считает нереалистичными.
С чего вдруг за три года страна прыгнет на 7% в плюс, если за картина не менялась последние пять лет?
И тенденции, к сожалению, неутешительны: из года в год все больше людей вынуждены обращаться за помощью к государству. Одной из причин такой отрицательной динамики, по оценкам Счетного комитета, является изменение демографической структуры.
С 2012 по 2021 годы количество трудоспособных уменьшилось на 5,3%, а нетрудоспособных, напротив, на столько же выросло. В процентах динамика кажется сущим пустяком, а в человеческом выражении речь идет о миллионах граждан.
Кормильцев убывает, а социально уязвимых — прибывает: 573 нетрудоспособных на тысячу работающих в 2012 году против 715 на тысячу в 2021. Разница гигантская
И она влечет рост социальных расходов из бюджета не только за счет появления новых получателей госпомощи, но также за счет увеличения размеров этой самой госпомощи и введения дополнительных социальных выплат.
При этом официальная статистика постоянно показывает положительную динамику номинальных доходов населения. А вот темпы роста реальных доходов серьезно замедлились — с 6,4% (в 2019) до 2,9% (в 2021).
С расходной частью семейных бюджетов тоже все очень грустно.
Бюро нацстатистики в IV квартале 2021 года фиксировало потребительские расходы на душу населения на уровне 93,4% от всех доходов. Из них 53,3% на еду
И это очень высокий показатель, который свидетельствует исключительно о том, что большинство наших граждан проедают почти весь свой доход.
Только сравните: в 2012 году средний казахстанец съедал 39,5% своего заработка, а в 2020 — больше 50%. Естественно, этот рост повлиял на сокращение трат домохозяйств на непродовольственные товары и платные услуги.
В 2019 году, кстати, Счетный комитет, комментируя отчет правительства об исполнении республиканского бюджета, отмечал эти нехорошие тенденции. Но ничего не изменилось.
И если рядовой обыватель без экономического образования посмотрит на диаграмму разброса расходов на душу населения в разрезе регионов, может показаться, что алматинцы, например, тратят больше, чем зарабатывают. Причем занимают в этом деле лидирующие позиции.
Число граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума, в 2020 году перевалило за миллион. И большинство из них проживает в сельской местности. В связи с чем хочется передать привет минсельхозу с его провальной работой по развитию аграрного производства в регионах.
Стабильность данных статистики Счетный комитет отмечает и в части официального уровня безработицы — 4,9% к рабочей силе. Правда, в корректности этого показателя бюджетные ревизоры уже засомневались.
Не может такого быть, чтобы число живущих за чертой бедности увеличилось аж на 18,4%, а официальных безработных осталось столько же
По этой причине общую картину социального благополучия в стране Счетный комитет предпочитает оценивать по многим показателям. В том числе и по ситуации в производственном секторе, инфляции, потребительским ценам. И к этим показателям мы вернемся в самое ближайшее время.