На примере торговли экономист объясняет в ФБ, в чем заключается главная проблема Казахстана в нынешней геополитической ситуации.
Материалы, которые стали появляться с обеих сторон войны, требуют более точного определения наших действий по отношению к санкциям. Санкций в разных сферах много, попробую здесь поговорить только о торговле. И давайте упростим проблему – разделим весь мир товаров просто на «можно» и «нельзя», без нюансов, иначе тут 20 страниц придется писать.
Для начала, что значит «поддерживать», «ввести», «присоединиться» или «соблюдать» санкции. «Поддерживать» это вообще не юридический термин, а больше из политики, и поэтому давайте его оставим в покое. Можно не поддерживать и соблюдать что-нибудь.
Насчет «ввода» санкций тоже понятно – никаких самостоятельных санкций Казахстан по поводу этой войны не вводил. А вот «присоединиться» и «соблюдать» западные санкции требуют точного определения. А от определения зависят дальнейшие действия.
Мне кажется, главное – это соблюдение. И в этом отношении есть полная ясность. На высшем уровне было заявлено, что Казахстан не будет заниматься поставкой запретных товаров в РФ и РБ и помогать им обойти санкции.
Смог в Алматы: нужно модернизировать ТЭЦ, а не винить автотранспорт — ученый
Но это легче сказать, чем сделать.
Согласно нормам ЕАЭС, наша внешняя граница является общей таможенной границей всех пяти стран. Таким образом, на Хоргосе виртуально находится и точка входа в РФ.
Предположим, из Таиланда транзитом через Китай в РФ едет контейнер с покрышками для Боингов. И что должны наши на посту сделать? Открыть санкционный список, найти в нем код ВЭД «покрышки авиационные» и остановить данный груз. Или китайская сторона должна была это сделать на входе-выходе в Китай? А если они этой проблемы «в упор» не видят?
Таким образом, проблема №1 – это администрирование санкционной политики на нашей внешней границе.
Проблема №2 – это то же самое, но уже на границе РК — РФ. И тут еще один дьявол в деталях сидит.
Наша граница с РФ это и граница Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые не имеют прямого выхода на Россию. То есть мы должны еще и за их грузами «присматривать», так как несем конечную ответственность?
Проблема №3 – это внутреннее администрирование подсанкционных товаров.
Например, казахская компания закупает 10 000 обычных микросхем для серверов и продает их в Бишкек. Вроде ничего плохого?
Казахстанцы обеднели, разделились и снова готовы протестовать — Султанов
Но если приглядеться, эта казахская и кыргызские компании никогда в жизни не торговали электроникой и вдруг такая сделка. Нет ли тут попытки протащить это через две страны, а потом тихо «в черную» переправить это дальше в РФ. Надо этим заниматься или пусть?
Вообще, в торговле лучше не перегибать палку, а, как говорится по-научному, «управлять по отклонениям».
Пусть идет поток, если выявятся нарушения, по ним будем работать. Но ситуация настолько острая, что статьи вроде этой, в ссылке, призывают сейчас же поставить перед нами вопрос «вы с кем» и дальше принять те или иные меры.
Их где-то понять можно, но
для гармоничного и эффективного развития Казахстана нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира