Казахстан с его аграрным потенциалом вполне может занять нишу мировой «ложки-кормилицы», если справится со своими внутренними проблемами.
Аграрный консультант Кирилл Павлов на своей странице в Facebook написал, что Россия расширила посевы под яровые зерновые, сахарную свеклу, картофель, овощи открытого грунта и сою.
«Временно отменены требования по использованию районированных семян. Как сообщает Минсельхоз РФ, эта мера позволит предоставить субсидии большему количеству аграриев и, как следствие, поможет увеличить валовый сбор основных культур. Как я понимаю, экспорт российского продовольствия будет иметь политическую основу — кто себя «хорошо вел» по отношению к России, тот и будет кушать», — считает эксперт.
Значит ли это, что уже осенью 2022 года грядет продовольственный кризис? Вполне. Важно, как в этой ситуации поведут себя другие аграрные державы.
— Кирилл, есть ли вероятность того, что этот дополнительный 1 млн га Россия сеет для собственных нужд, чтобы обеспечить внутреннюю продовольственную безопасность, учитывая сокращение импорта?
— Нет. Посевные площади увеличиваются под засев именно определенных культур, по которым внутренние потребности России перекрыты более чем. То есть это точно политическое, а не экономическое решение.
Цепочка очень простая — очень много стран зависит от российского зерна. Среди них есть и те, кто, по мнению России, неправильно себя ведет по отношению к ней
Есть среди них и соседи России. То есть устроить там проблемы с продовольственной безопасностью не составит никакого труда. Нехватка продовольствия всегда влечет за собой социальное недовольство, потоки беженцев и все отсюда вытекающее. Ложка в руках — самый главный инструмент давления.
— Сколько вообще Россия экспортирует продовольствия в мир?
— Много, но достаточно назвать экспортный потенциал Россия+Украина — это 30% мирового экспорта.
— В связи с санкциями и товарооборот продовольствия тоже нарушен?
— Тоже. Поэтому Россия приняла решение, не знаю — сильно эмоциональное или хорошо продуманное — запретила экспорт зерна всем.
Если бы и Казахстан еще закрыл свои рынки, в мире однозначно произошло бы стремительное удорожание зерна
Египет и Пакистан, например, сейчас готовы платить за наше зерно любую цену. Там понимают, что проблемы ближайших осени и зимы нужно решать уже сейчас.
— Мир же тоже не сидит на месте и понимает, что от экспорта российского продовольствия многое зависит. Наверное, и они тоже наращивают объемы посева, чтобы не зависеть.
— Производство зерна зависит от климатических и географических условий. То есть те страны, где оно не растет, в любом случае будут зависеть от российских поставок. В основном это страны Азии и Африки.
И в данный момент Россия просто прекратила экспорт зерна для всех, хотя у них порядка 5-6 млн тонн непроданного зерна. Что она будет с ним делать, непонятно, а ведь элеваторы не бесконечные.
Может быть это уже начало продовольственного кризиса в зависимых от российского зерна странах. Из той же Африки беженцы побегут в Европу. Что будет дальше — предположить несложно
Турция и Индонезия также сильно зависят от российского зерна. То есть мы видим ситуацию, при которой товарооборот с Россией неизбежен, и она может диктовать свои условия.
— Как это отразится на Казахстане?
— 2022 год — входной в новый продовольственный рынок. Уже есть интерес со стороны инвесторов форвардно выкупать масличные культуры, инвестируя в весенне-полевые работы, а осенью забирая какой-то объем по гарантированной цене.
И если раньше это был только Китай, сейчас и другие страны готовы в Казахстане финансировать сельхозпроизводство и дальнейшую переработку, а забирать готовой продукцией
Это касается и масличных, и зерна. В Туркестанской области такой готовый проект уже работает по овощам.
— Это значит, что пока осенью Россия будет решать, кого она покормит, а кого нет, Казахстан сможет нарастить объемы своего экспорта?
— В теории да, но если позволит погода. Мы можем очень хорошо заработать в 2023 году на экспорте озимых, если все дружно пошевелимся. Плюс Казахстану надо бы навести жесткий порядок в цифрах, чтобы не ошибиться. Сейчас условный режим квот включен на уровне прошлогодних аналогичных объемов. Миллион тонн весной 2021 года экспортировали, вот на этот миллион тонн квоту поставили и в 2022.
Потому что никто не знает точно внутренних запасов. Здесь и проблемы статистики, и приписок, и человеческого фактора
Сам сталкивался — хозяин элеватора просит проверить документацию, и выясняется, что у него там приписок на 30 млн долларов. Это мошенничество со стороны работников. Здесь виноваты и все, и никто не виноват.
Новый биткоин — кукуруза, цены на нее стремительно растут, как и на сою. И хотя Мексика и Бразилия увеличили посевы кукурузы, а США сделали упор на посевы сои, подорожало и то, и другое. И все понимают, что это не предел. Такой скачок цен был во время засухи 2012 года. В 2022 ситуация еще сложнее. И каким будет продовольственный рынок осенью, предполагать очень сложно.