Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
515
0.00
EUR
545
0.00
RUB
5.17
0.00

Смог в Алматы: нужно модернизировать ТЭЦ, а не винить автотранспорт — ученый

499
Фото: facebook.com/anauryzbayev

Алматы — самый большой и быстроразвивающийся мегаполис страны. И поскольку, он рассматривается как одно из наиболее комфортных мест для проживания в Казахстане, в городе наблюдается постоянное увеличение населения, которое приближается к двум миллионам. Соответственно, ухудшается и экологическая ситуация.

По словам Насибы Байматовой, PhD, старшего преподавателя КазНУ имени аль-Фараби, ведущего научного сотрудника лаборатории «Экология биосферы», ЦФХМА и эксперта фонда AirVision.kz, острая экологическая ситуация в южной столице усложняется и географическим положением.

Алматы окружен горами, в городе практически нет ветра, что ограничивают горизонтальное движение воздуха

В сочетании со значительным изменением высоты это приводит к температурным инверсиям.

Ошибочный подход

Алматы входит в топ загрязненных городов Казахстана, хотя здесь нет крупных промышленных предприятий, как например в Усть-Каменогорске и Темиртау. Решать проблему загрязненного воздуха в Алматы, по ее словам, нужно с газификации ТЭЦ и частного сектора.

— Сегодня чиновники вместо модернизации ТЭЦ переводят проблему в другое русло, утверждая, что всему виной автотранспорт.

Вывод сделан после ошибочного подхода с суммированием валовых показателей выбросов всех видов загрязняющих веществ, не учитывая их различную токсичность для человека

Большая часть выбросов транспорта – это оксид углерода (СО), который наименее токсичен на единицу массы тела. Несмотря на меньшее количество выбросов, оксиды азота и серы в несколько раз токсичнее.

Мы не раз критиковали расчеты чиновников и говорили, что по каждому загрязнителю нужна отдельная статистика. В мировой практике источники выбросов загрязняющих веществ определяются отдельно для каждого загрязняющего вещества в связи с тем, что загрязняющие вещества имеют разные уровни влияния на здоровье, нормативы, а также источники выбросов (в зависимости от топлива и технологии).

Насиба Байматова

— При разделении выбросов на каждое загрязняющее вещество по отдельности (если брать данные из официального отчета «Установление целевых показателей окружающей среды для г. Алматы» компании ТОО «Экосервис-С» от 2017 года) следует, что транспорт вносит только 1% в выбросы твердых частиц, в то время как ТЭЦ — 68%.

При этом автотранспорт вносит 93% оксида углерода. Таким образом,

основным источников выбросов твердых частиц, диоксида серы и диоксида азота является все же ТЭЦ

Но основной источник не значит единственный. Проблема загрязнения воздуха Алматы комплексная, и решения должны приниматься комплексные, а не в одностороннем порядке.

Не хватает научных исследований

— Может нам стоит привлечь иностранных ученых с их более современными методиками?

— Пусть привлекут хотя бы наших, казахстанских экспертов. Мы совместно с другими учеными сейчас занимаемся исследованиями качества воздуха, финансируемыми Министерством образования и науки. Для этого применяем новые для Казахстана методики, позволяющие определять в каждый сезон, кто явился источником загрязнения. Изучается химический состав взвешенных частиц PM2.5. К искажению реальных данных приводят отсутствие независимого рецензирования научных исследований, проводимых по заказу государственных органов, и нехватка квалифицированных экспертов.

Вместо решения проблемы со смогом общественность и уполномоченные органы спорят, кто является главным виновником неблагоприятной ситуации

Необходимо на систематической основе проводить качественные научные исследования. В том числе независимые, направленные на установление вклада каждого источника в загрязнение атмосферного воздуха в Алматы и других городах, и использовать методики, признанные на международном уровне.

Не повторить опыт Петропавловска

— Может быть чиновники намеренно берут за основу удобные им данные и методики, чтобы не модернизировать ТЭЦ, так как это дорого?

— Есть четыре сценария модернизации ТЭЦ.

  • Первый – полный переход на природный газ.
  • Второй – установка современного газоочистного оборудования с использованием Экибастузского угля.
  • Третий – установка дополнительного газоочистного оборудования. Основное топливо – газ, резервное – уголь.
  • Четвертый – строительство новой ТЭЦ с использованием природного газа.

Последний вариант вполне оправдан, учитывая, что наши ТЭЦ построены в 1974 году.

Ситуация с обрушением трубы на ТЭЦ в Петропавловске продемонстрировала, что если ничего не делать, проблема лишь усугубится. В Алматы подобные риски тоже присутствуют

Из четырех рассматриваемых вариантов модернизации одобрен перевод ТЭЦ-2 с угля на газ путем реконструкции действующих энергетических котлов. При этом на модернизацию ТЭЦ-2 в Алматы и перевод станции на газ хотят потратить 315 млрд тенге. А это в три раза выше ранее озвученной цифры — 131 млрд тенге.

Важен продуманный подход

— Какова цель финансирования ваших научных исследований МОН РК?

— Цель в разработке научно-обоснованной программы по улучшению качества воздуха в крупных городах — Нур-Султане и Алматы, с использованием современных методов исследования и инструментов моделирования. Источники загрязнителей PM2,5 будут определяться с использованием новейших научно доказанных подходов: химический анализ и метод положительной матричной факторизации.

Их смогут применять чиновники, чтобы правильно принимать решения. На данный момент у нас, напротив, сначала принимаются решения, а потом проводятся какие-то замеры или исследования

Либо еще хуже: решения принимаются, но не проводится никаких измерений. Между тем проблемы качества воздуха требует системного и глубокого научного подхода.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter