Впервые за последние годы в борьбе с российскими конкурентами казахстанские производители получили шанс изменить в свою пользу расстановку сил на отечественном рынке.
Такую возможность предоставил резкий рост реальной цены денег в России на фоне примерно равной с Казахстаном годовой инфляции, сложившейся по итогам февраля. В нашей стране она составила 8,7%, что превышает февральский уровень 2021 года на 1,3%.
При этом темпы роста цен на продовольственные товары в годовом выражении снизились до 10,0% с 11,6%, тогда как по непродовольственным товарам ценовая динамика ускорилась до 8,6% с 5,2%, по платным услугам для населения – с 3,9% до 7,1%.
Инфляция в Республике Казахстан в феврале 2022 года, %
В России по итогам февраля 2021 инфляция поднялась на 3,5% до 9,2%, что гораздо выше прошлогодних 5,7% за этот же месяц. И гораздо выше динамики, сложившейся в Казахстане.
Примечательно, что теперь продукты питания в России дорожают быстрее по сравнению с Казахстаном, чего давно не наблюдалось. В годовом выражении они поднялись на 11,5%, тогда как в феврале 2021 года – на 7,7%.
По непродовольственным товарам темпы роста цен в годовом выражении ускорились в России до 9% с 5,7%, в то время как платные услуги для населения подорожали в феврале на 6,1% против 2,9% годом ранее.
Учитывая огромный объем поставок российских товаров в Казахстан (доля этой страны в общем объеме ввоза зарубежной продукции в нашу страну составила 42,1% по итогам 2021 года), можно уверенно предположить, что теперь одновременно будет расти и импорт инфляции из России.
Инфляция в Российской Федерации в феврале 2022 года, %
Правительству Казахстана и отечественному бизнесу сейчас необходимо принять экстренные меры по расширению доли казахстанской продукции на внутреннем рынке. Ведь 28 февраля после экстренного заседания Совета директоров Банка России его ключевая ставка была поднята до 20%, что за вычетом годовой инфляции привело к росту реальной цены денег до 10,8%.
Нацбанк Казахстана тоже поднял свою базовую ставку на внеочередном заседании Комитета по денежно-кредитной политике 24 февраля, но в меньшей степени – до 13,5%. При годовой инфляции в 8,7% это дало реальную цену денег в 4,8%, что намного ниже по сравнению с Россией.
В последний раз такая ситуация складывалась в 2016 и 2017 годах, когда реальная цена денег была ниже в Казахстане. Однако тогда непоследовательная денежно-кредитная политика Нацбанка не позволила использовать преимущество в разнице реальной цены денег в Казахстане и России.
Напомним, что тогда руководил Нацбанком Данияр Акишев, взявший курс на дедолларизацию при явной привязке курса казахстанской валюты к российской на уровне 5-6 тенге за рубль под давлением представителей крупного олигархического бизнеса.
В итоге доля российского импорта в его общем объеме значительно выросла, поскольку резкая девальвация тенге, отправленного в свободное плавание, лишила казахстанских предпринимателей финансовых ресурсов для обновления технологической и технической базы своего производства в условиях падения покупательной способности населения.
Швейные предприятия на грани закрытия — закончилась ткань (обзор казСМИ)
Теперь же, судя по последним заявлениям нынешнего руководства Нацбанка, сложившиеся за последние годы уровни обменного курса тенге к рублю не являются для него ориентиром, поскольку волатильность в Казахстане выросла в меньшей степени по сравнению с Россией. К тому же подешевевший рубль сейчас вряд ли будет реально угрожать позициям отечественных производителей на внутреннем рынке, ведь Россия сейчас вынуждена отказываться от экспорта ряда своих товаров, в первую очередь продовольственных, чтобы обеспечить ими свое население.
Следующее очередное заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18 марта текущего года. Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Нацбанка будет объявлено 25 апреля.