Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
482
-1.02
EUR
532
-1.84
RUB
5.07
-0.01

Почему казахи верят в случай и выбирают соседей — вся правда о национальных традициях

949
Иллюстрация из книги «Быт и культура казахского народа». Издательство «Алматыкитап», 2010 год.

Главным богатством степняка был скот. А точнее, все его главные четыре разновидности. По-казахски – төрт түлік. Лошадь, корова, верблюд и овца.

По древним поверьям у каждого вида был когда-то свой предок. То есть прародитель. У лошадей им был Жылкышы-ата. У коров – Зенги-баба. У верблюдов – Ойсыл-кара. А у баранов – Шопан-ата. Можно было бы привести здесь и разновидности внутри разновидностей. Это я к тому, что «сортов», пород и предназначений тех же лошадей и верблюдов у нас было великое множество. В этом смысле параллель можно провести с представлениями о снеге у северных народов. Это для нас он всегда одинаковый – белый и холодный. А у них он имеет множество оттенков и состояний.

Так и здесь: все, что касается лошадей, у нас – у казахов – можно выделить в отдельную «лошадиную энциклопедию». И неудивительно поэтому, что некоторые породы, масти, возраст и даже характеры лошадиные не имеют до сих пор адекватного перевода на другие языки. Получается, фактически они существуют лишь в казахском обиходе. Впрочем, как и верблюды с баранами.

Степная валюта

При таком положении дел вполне логично, что скот являлся и главной валютой. Весьма подвижной, надежной и конвертировался в любую сторону. Помимо того что его – скот этот – пасли, стригли, дарили, меняли, доили и ели, он еще и выполнял роль главного инструмента в торговом обороте.

Так, лошади, условно говоря, были долларами, а бараны – теньгой. Быки, верблюды, коровы и козлы… рублями, юанями и тугриками. Скот приносил дивиденды. Ими тоже принято было делиться. Я имею в виду приплод. Но не самый первый, а тот, что появится позже.

Первую партию новорожденных не принято было отдавать. Считалось, что вместе с новоявленными ягнятами и жеребятами может уйти из дома благодать – құт. За это богачей благодарили, воздавали им почести и благословляли. Считалось, что Создатель особо предрасположен к словам благодарности, если их произносят сирые и убогие. И тогда якобы он удвоит состояние. А то и утроит.

Почему у казахов хаос и ночь имеют женское начало — вся правда о национальных традициях

Для этого необязательно было торчать на бирже или копаться в земле в поисках месторождений. Достаточно было раздать скот малоимущим. Хорошая была традиция… А вообще, в старину кочевники верили не столько в Бога, сколько в фатум. Они считали, что все в руках случая и присваивали этому случаю разные имена: Тенгри, Синее Небо, Создатель, Всевышний, Высшая воля, Судьба, Рок… и т. д.

Короче, как Он решит, так оно и будет. Я имею в виду Создателя. Изначально кого-то Он приводит на этот свет богатым, а кого-то — бедным, кого-то — бродягой, а кого-то — президентом. Но и это всего лишь воля случая. В любой момент Он может переиграть.

Не зря говорили: «Бай – бір жұттық». Что означало «Ты крут, пока не грянул джут». Если задуматься, так оно и есть. По сути, любая реформа может превратить богача в банкрота за один день. Помните сюрпризы с девальвациями? Инфляциями? Обвалы на биржах? Или те же скачки с ценами на нефть? Вечером вроде все нормально, лег спать, проснулся — а в стране уже другой курс. И у тебя изжога. Уж лучше б не просыпался.

Всем миром

Но не будем о грустном. Пойдем дальше. Как там оно раньше было. Существовала еще такая добрая традиция, которая называлась жылу. Переводится как «тепло», но по смыслу означает «грев». Кто в теме, тот понимает, о чем речь.

Этот обычай вспоминали, когда у кого-то случалось несчастье: волки скот задрали или же дом сгорел. Словом, когда форс-мажорные обстоятельства внезапно полностью банкротили семью. Тогда все аульчане пускали шапку по кругу и собирали общак. Помогали, кто чем мог.

Как прокурор с министром мирились — вся правда о национальных традициях

Что-то похожее было и в обычае асар (не путать эту замечательную традицию с программой одноименной политической партии!). Допустим, кто-то собрался построить большой загон. Или кошару. Или склад. Крепость. Завод. Выкопать колодец… Словом, нечто такое, что непосильно сделать одному. Тогда в ауле раздавался клич – асар.

Согласно ему каждый трудоспособный, по сути, все от мала до велика, обязан был прийти на помощь. Просто так. Из чувства родства. И пахать. «Без-возд-мезд-но. То есть даром», — как объясняла воспитанная сова Винни-Пуху. Хозяева отвечали только за стол. То есть обеспечивали народ едой и питьем. Ну и чтобы никто не отвлекался и не убегал домой на обед. Как правило, с концами.

Зачем это делалось? Вернее, что стояло за такими традициями? Думаю, не только сердоболие и участливость. Не только сострадание и отзывчивость. Просто люди, работая бок о бок со своими земляками или же отламывая кусок от общего пирога, больше проникались чувством родства и неразрывных уз со своим окружением.

Добро вернется добром

В суровой степи не выжить одному. В любой момент с каждым может приключиться несчастье. Так что будь готов разделить с ближним его судьбу. Или же как минимум принять участие, подставить плечо, подсобить.

Между тем не нужно думать, что наши предки были все сплошь скотоводами. Были среди нас и земледельцы. И рыбаки. И профессиональные охотники. И у каждой общины были свои традиции взаимопомощи.

Как казахи французов шокировали — вся правда о национальных традициях

Например, у тех же земледельцев существовал обычай кеусен. Согласно ему часть урожая раздавалась всем ближним и дальним. И тут обязательно нужно сказать, что всякий уважающий себя степняк считал своим долгом отплатить добром за добро. Другими словами, не принято было «не отвечать». Каждый старался что-то хорошее и полезное сделать в ответку.

Должников не уважали. Про таких говорили «бет жоқ». Буквально — «потерял лицо». В значении — бессовестный. Бесчестный. Неправильный. Это не относилось к нищим. К голытьбе. Таким не принято было давать в долг. Все равно им нечем было вернуть. Поэтому помогали просто так. По широте душевной. А у степняка она была широкой. Душа имеется в виду.

Давайте жить дружно

Существовала еще добрая традиция — ерулік. С чем ее можно сравнить? Ну вот, к примеру. Кто застал времена Союза, тот помнит, как сосед по лестничной площадке мог запросто зайти за половинкой батона. Или же за щепоткой соли. И в этом не было ничего зазорного. Или унизительного. Соседу отрезали кусок хлеба или же насыпали в обрывок газеты соль. Нынче так уже за солью не зайдешь.

Что нужно знать гостю казаха, чтобы не опозориться — вся правда о национальных традициях

Так вот. Ерулік как раз об этом. Вновь прибывших — обычно ими были новобрачные — соседи по очереди звали к себе в гости. Поговорить о том о сем. Узнать поближе невестку, познакомиться. Хотя, конечно, чего там знакомиться? И без того молва (ұзын құлақ) уже доносила – кто такая и откуда явилась. Но все равно, обычай есть обычай.

Звали домой, накрывали дастархан, общались, сближались. Все-таки теперь жить вместе. Поэтому лучше сразу наладить хорошие отношения. Не зря ведь умные люди говорят: «Не дом надо выбирать, а соседа». И действительно, многое ведь зависит от того, кто живет рядом.

Степной коммунизм

В моем детстве, помнится, я воспринимал соседские дворы как продолжение собственной территории. То есть я мог спокойно и без предупреждения завалиться в любой ближайший дом: благо почти никто не запирал двери на замок. А если даже и запирал, ключ висел тут же, на гвоздике. Или был «спрятан» под ковриком. Я заходил к кому-нибудь домой, садился к столу – там всегда было что-нибудь вкусненькое под полотенцем. Я не спеша и с удовольствием ел и тут же ложился спать – на корпешки.

Каково быть казахской женой, или как не быть битой — вся правда о национальных традициях

Возвращалась с полей Кульжамал-апа и накрывала меня своей телогрейкой. Или же Алимжан-ата. И никто не усматривал в этом «нарушения границ». Их попросту не было – границ этих. И все было как бы общее.

Допустим, нужна была лопата – идешь в соседский сарай и берешь лопату. Нужен топор – то же самое. Надо только крикнуть в окно: «Исабек-ага, я взял лопату!» Так же и соседи. Помню, тот же Исабек-ага мог зайти к нам во двор, оседлать отцовскую лошадь и отправиться по своим делам. Проезжая мимо наших окон, он лениво бросал: «Поехал к Ибраю по одному делу. Приеду через час».

Естественно, ни через час, ни через два Исабек не появлялся. Он приезжал ближе к ночи, к самому ужину. Как настоящий казах, он воспринимал время как категорию весьма относительную. И, кстати говоря, ужинать он необязательно отправлялся к себе домой. Он мог оказаться и за нашим столом. И надо сказать, так происходило довольно часто.

По какому-то странному стечению обстоятельств Исабек появлялся именно в тот момент, когда моя мама накрывала на стол и мы все садились ужинать. И тут к нам во двор заезжал на отцовской лошади Исабек. Мама улыбалась ему:

– Эй, Исеке, сразу видно, что ты везде про нас говоришь только хорошее! Хвалишь за спиной. Иди к нам, мы только сели.

И Исеке, как всегда неторопливый, размеренный, не заставляя себя уговаривать, шел к нам, степенно садился на свое привычное место и начинал рассказывать о прожитом дне: что видел, кого встретил, с кем говорил, о чем говорил… Мы, мальчишки, называли его еще между собой Информбюро. Потому что он знал все про всех: кто на ком женился, кто с кем подрался, чей сынок поступил в институт, а чья дочка провалилась, куда в прошлый вторник ездил директор совхоза и что теперь будет с премией к Новому году…

Традиция жить в мире

Между прочим, зря говорят, что нельзя приходить в гости ровно к назначенному часу. Не знаю, с каких пор появилась и действует такая установка, но в старину не принято было опаздывать в гости. Если ты сильно опоздал, это расценивалось как оскорбление. А если ты появлялся к концу застолья, вообще считалось вызовом. Таким образом человек как бы проявлял неуважение к дастархану пригласившего. Потому что «Дастарханнан биік ештеңе жоқ» – «Нет ничего выше дастархана». Пища считалась даром богов, следовательно, нельзя относиться к ней с пренебрежением.

Да, славные были времена. И традиции многие я наблюдал вживую и помню. Но лишь потом я стал понимать, что начало им было положено в далекой древности. Когда наши предки учились жить в мире и согласии. И не только между собой, но и с окружающим их миром. И надо сказать, что у них это здорово получалось. И не было в этом никакой искусственности. Не было натяжки. Не было игры. Жили и жили. И вроде всегда так было. По-доброму. По-соседски. По-людски.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter