В одной из глав своей книги «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов раскрывает символизм казахских поверий.
Интересно само по себе миропонимание кочевника. Его взгляд на мироустройство. Как подлинный художник и философ, он делил мир в своем воображении на разные составляющие. Тут и цифровые константы, и своеобразное восприятие законов природы, представление о загадках космоса и Вселенной. Занимательно, что для кочевников Степи, а следовательно, и для нас, казахов, особенное значение имеют цифры 2, 3, 4, 7 и 9. Почему именно они? И каким образом так сложилось?
Ну, во-первых, нужно помнить, что древний кочевник был дуалистом. Согласно его представлениям мир строго делился на две оппозиции: огонь и вода, земля и небо, рождение и смерть, жара и холод, правая сторона и левая, порядок и хаос, мужчина и женщина…
Кстати, по поводу последней оппозиционной пары. Характерно, что хаос издавна ассоциировался у нас с женщиной. И тут не нужно искать проявлений древнего казакпайского сексизма. Так воспринимали реалии этого мира наши предки.
Расплавленный свинец за шиворот, или степная медицина — вся правда о национальных традициях
Надо полагать, что в пользу такого понимания работало множество факторов: наши прадеды, видимо, тоже натерпелись. Возьму на себя смелость утверждать, что эти непреложные факторы работают и по сию пору. И ничего с этим поделать невозможно.
Хаос в мыслях, в действиях и их последствиях прочно закрепился за женщиной. Порядок же – за мужчиной. Поэтому мир как бы разделен на две эти константы. И это выстраданное веками представление закрепилось во многих конкретных вещах.
К примеру, возьмем ту же юрту. Как я уже говорил, юрта – это не просто жилище. Это упорядоченная Вселенная кочевника. Здесь все строго распределено, и здесь каждой вещи отведено свое место. Все, что слева, женское, а то, что справа, мужское. Посуда, ковры, пудреница, губная помада и все такое прочее – женское. Седло, уздечка, оружие – мужское.
А вообще, понятия о правой стороне и левой присутствуют в нашей жизни настолько буднично, что мы этого даже не замечаем. Мало кто задается вопросом, почему надо есть правой рукой, а не левой, даже если ты левша. И почему здороваться нужно правой, а не левой.
Сами слова «справа и правда» происходят от одного корня – «прав, правота» (правда по-русски). А сплевывают через левое плечо. Почему? А потому что там черт сидит. В него нелишне будет плюнуть. А вот на правом плече сидит ангел-хранитель. С ним надо вежливее. И поаккуратнее.
Но вернемся к нашим праотцам. Как они понимали мир? Как известно, кочевники Великой степи изначально были тенгрианцами. Многочисленные тюркские легенды и сказания описывают мироустройство весьма красочно, романтично и увлекательно.
Зачем казахи делили свадьбу на семь тоев — вся правда о национальных традициях
Во многих мифических сюжетах говорится о том, что все на свете поделено на Верхний мир и Нижний. Верх, то есть космос, связан с мужским началом. Низ – подземный мир, беспорядок, темень – с женским. Солнце – мужской символ. Отсюда и культ солнца.
Оно считалось божеством. В его честь проводились ритуалы, приносились жертвоприношения, обычно лошади: «Быстрейшему на небе – быстрейшее на земле». Считалось также, что заходящее солнце способно унести с собой болезни. Поэтому когда-то существовал обряд ұшықтау. Знахарь набирал в рот воды и прыскал ею в лицо больного. При этом он приговаривал: «Тфай, тфай, ұшық, кет пәле, кет, кет!» – «Уйди, хворь, уйди, уходи прочь!»
Огонь ассоциировался у нас с тем же солнцем, поэтому к нему тоже относились как к божеству. Очаг, как уже говорилось, место особое. Святое. Поэтому он расположен в самом центре дома. Как и солнце на небе. И он должен гореть всегда. То есть нельзя было, чтобы очаг погас. Любой, даже самый малый уголек должен был тлеть. Погасший очаг ассоциировался с горем, нищетой, концом, смертью.
Как казахские невесты становились женами — вся правда о национальных традициях
Существовало множество и других обычаев, связанных с огнем. Нельзя было в огонь плевать, лить в него воду, касаться огня ножом. Считалось, что огонь обладает свойствами очищения. Послы, приехавшие в ханскую ставку, должны были пройти меж двух огней.
Кочевники, выезжая на выпасы, прогоняли стада меж пылающих костров. Клятвы давали, призывая в свидетели пламя… Далее. День – это время мужчин, когда все ясно и понятно. Ночь, когда ничего неясно, таинственно и необъяснимо – время женщин.
Поэтому луна считалась женским символом. Она загадочна, притягательна и коварна. На нее нельзя показывать пальцем. Нельзя долго и пристально смотреть на нее. Считалось, что на луне сидит вредная старуха и если ты уставишься на луну, то она успеет сосчитать количество ресниц и тогда тебе каюк. По ночам надо прекращать всякую суету.
Ночь – время короткой смерти, то есть сна, поэтому запрещалось ходить за водой, выносить золу, стирать одежду. С другой стороны, полная луна означала достаток и плодородие, и если девушка выходила замуж в полнолуние, то это воспринималось как хорошая примета. Значит, у нее будет много детей.
А еще имена поэтичные давали девочкам: Толганай – полная луна, Айсулу, Айгерим – луноликая, Айгуль – лунный цветок, Айжан – красивая, как луна, луноподобная…
Есть выражение «Айы туды оңынан» – «Луна взошла справа». Опять же, правая сторона. В данном случае имеется в виду, что кому-то сильно повезло. Ущербная луна означала, наоборот, угасание. Убыль. Несчастье. Поэтому на могилах и мазарах часто изображали полумесяц, то есть ущербную луну.