Ермек Турсунов в своей книге «Қарашаңырақ» пишет, что время вносит свои коррективы в народные традиции.
Рассказывая о старине, приходится принимать во внимание тот неоспоримый факт, что время беспристрастно вмешивается в мерное течение жизни и вносит во все свои коррективы. Нынче многое выпало из народной памяти. Забылось. Заросло. Или же претерпело серьезные изменения. Подстроилось под эпоху. Это, наверное, естественно и логично. Хоть и слегка печалит.
Мы сошли со своих коней и пересели в машины, покинули юрты и поселились в многоквартирных домах, отвыкли от просторов и переехали из степей в города. Теперь в традициях своих мы видим лишь отголоски прошлого в потрепанных декорациях.
Но что-то мешает нам забыть их напрочь. Что-то еще держит. Почему так? Наверное, кровь не пускает. Наверное, так оно должно быть. Мы не торопимся расставаться с далекой нашей историей и всячески пытаемся продлить ей жизнь. Чаще всего выглядит это красиво, аутентично и гармонично. Иногда – не очень. А иной раз и вовсе смешно. Я бы даже сказал – пародийно.
Помню… Попал я как-то в состав делегации сватов. Друг пригласил на қудалық. Сына собрался женить. Ну я, естественно, не стал долго кочевряжиться и сразу же согласился. Навел парадный марафет, побрился, надел свой дежурный костюм, что висит у меня для таких случаев в шкафу, неприкаянный годами, и пошел. До этого я никогда в таких делах не участвовал. Самому любопытно – как оно нынче делается?
https://365info.kz/2021/10/kakovo-byt-kazahskoj-zhenoj-ili-kak-ne-byt-bitoj-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
Нас собралось человек семь. Из соображений конфиденциальности не могу назвать имен тех, кто был в «қудалықской» команде, но можете поверить мне на слово: состав выглядел солидно. Случайных игроков здесь не было. А главный сват – так тот вообще полнота – авторитет во всех смыслах положительный (бас құда).
И вот заявились мы, значит, всей толпой по адресу на нескольких машинах, позвонили в дверь. А это происходило в предгорьях Алатау, в сторону Медеу надо ехать. А там, сами понимаете, домики по большей части не сиротские стоят. И вот как только нажали мы на кнопочку в калиточке, медленно стали отворяться кованые ворота. В кино этот эффект называется слоумоушн.
А за воротами – опять же как в кино – целый танцевальный ансамбль. В торжественных национальных костюмах все. Выстроились в ряд и ждут. Красиво, черт побери! Особенно девушки в камзолах и красных сапожках. Ну чисто маки в диком поле. И как зажгли они хором! Как затанцевали!
И как понеслось все по кругу! И веревка тут была (арқан керу), и шутки, и смех, и шашу. Словом, все, как положено: помнят еще кое-что. И так в ритме вальса вперемежку с кара-жорга нас аккуратненько так подвели к дастархану. Рассадили в ряд. С одной стороны. С противоположной устроились хозяева. Стали знакомиться.
А чего нас представлять? Лица у всех засвеченные. Напротив тоже люди не с улицы. Пусть заочно, но слышали про каждого. Казахи ведь все друг про дружку знают. Кто – чьих и кто – кого. А если копнуть, так половина вообще родственники. И все равно ритуал есть ритуал: надо соблюсти.
Стали торговаться в шуточной форме. (Так принято.) Мы к вам не просто так, а по делу: отдавайте, мол. А те, значит, уперлись. Не отдают. Тогда наша сторона: раз вы такие упрямые, то покажите хотя бы товар лицом. Глянуть надо. А те, значит: за показ, мол, гонорар положен. Знают правила, черти! И блюдо несут размером с тазик. Ну, положили мы денежку. Ждем.
https://365info.kz/2021/10/kogda-kazah-imeet-pravo-bit-zhenu-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
Привели молодую. Ничошная. В джинсах, правда, и кроссовках. Жвачку жует. Из современных. Э-ман-си-пи-ро-ван-ная. Посмотрели. Оценили. Вроде подходит жениху. Правда, вертлявая. Они сейчас все такие…
Дальше стали разговаривать. Вроде как сошлись без особых споров и ударили по рукам. Тут снова вывели девушку. Женщины подскочили и быстренько надели ей сережки в уши – сырға. Все. Теперь уже как бы наша. И сразу все расслабились и стали взахлеб рассказывать, как там у них все закрутилось.
Оказывается, молодые учились за границей, там и познакомились и все годы учебы были вместе. Такое часто происходит. Куда бы наши ни поехали, все равно друг к дружке тянутся. Вокруг же иноземщина. Чужое все. Так что все равно никуда казахи друг от друга не деваются.
Конечно, бывает, влюбляются и в иностранцев. Замуж за них выходят. Был тут такой случай. Втюрилась, значит, одна девочка во француза. Обыкновенного незамороченного француза. Объявила своим.
А родители у нее – традиционалисты. Понятное дело, у мамани – столбняк. Отец – за сердце, глаза выпучил, ртом воздух хватает, ничего сказать не может. Дали глотнуть валерьянки, привели в чувство.
– Какой еще француз? Какой еще Пьер? Из какого жуза?
А она:
– Люблю, и все. Если не согласитесь, то убегу.
Ну и что делать? Сразу мильон вопросов. Как они собираются құдалык проводить? Когда жаушы отправлять? И куда? Где у него отец работает? А как насчет калыма? В евро? В долларах? Баранами? Лягушками? Когда ждать самого жениха? Хоть посмотреть на него живьем! И когда он на ұрын келу собирается?
И вообще, на какое число ұзату той? И сколько их приедет по списку? Родственников этих французских. Кто что носит и какие у кого размеры? Всем же одежку теперь покупать! А женщины у них что носят? Жыртыс им ведь не сунешь… Да и вообще, они ж, бедолаги, про наши дела ничего не знают.
И что сделали? Заказали самолет. Чего мелочиться? Мы ж казахи! Не каждый же день дочка замуж выходит. Повезли на нем во французский город Бордо настоящий оркестр казахских народных инструментов. С певцами и танцорами. С ведущими и тамадами. Костюмы с инструментами в багаж сложили.
https://365info.kz/2021/10/razvalivayushhayasya-shkola-ot-rams-ruiny-za-schet-gosbyudzheta
Потом долго искали и нашли в этом самом Бордо огромный ресторан в каком-то средневековом замке и украсили его нашими традиционными лентами и бантами, завесили все по кругу коврами и текеметами в национальном стиле. Даже на официантов надели тюбетейки и кимешеки. Нескучно они смотрелись, конечно…
В фойе все заставили тележками и лавками на манер восточного базара. Завалили все пестрыми тканями и фруктами: яблоки там, груши, лепешки, баурсаки, курт, виноград, хурма… Кто там будет разбираться: казахское это или какое-нибудь узбекское? А может, вообще арабское? Главное, пахнет Востоком, ну и ладно. Решили: лепить так лепить!
И как грянули затем той! Наш. Традиционный. С танцами и песнями. С шумом-гамом. С саукеле и беташаром. Невесте пошили платье со шлейфом в девять метров. По полу волочится. Жар-жар затянули, конфетами забросали.
А потом акын нанятый с домброй наперевес давай перечислять родственников жениха по бумажке. Им же кланяться надо. А там у этих французов родни, оказывается, на пол-Бордо. И все весовые. Никого нельзя пропустить. И всем подарки потом. Целый мешок с собой привезли. А в мешке том – добра-а-а! Видимо-невидимо. Начиная от ихних часов «Ролекс» и заканчивая брендовыми куртками с сумочками.
Короче, французы с ума чуть не сошли от наших понтов. Рты пораскрывали. В ответ какие-то колечки серебряные сунули мамане, а отцу – портсигар. И все! Стыдобище! Наши не поняли, а тем хоть бы хны. Они ж не понимают. Да и чего с них возьмешь: привыкли на всем экономить. Квитанции за свет считают. Пока зубы чистят, воду выключают. А на вечеринках своих кильки в пластмассовые вилки понавтыкают и ходят потом весь вечер с бокалом вина туда-сюда. Улыбаются, разговоры ведут «об искусстве». Смешные.
https://365info.kz/2021/10/majner-kegocu-ne-tovarishh-kazahstan-uzhestochaet-energeticheskuyu-politiku
А тут – столы ломятся. Некуда стакан поставить. Тамада эпосы по памяти декламирует. Весь наш той-бизнес до микрофонов дорвался, с «кзылорика» на французский шансон перешли. Джо Дассен? Пожалуйста. Шарль Азнавур? Без проблем. Мирей Матье? Вообще не вопрос. Одна звездень даже Лару Фабиан сбацала. Ничё вроде. Похоже. Но потом…
Потом, когда перед отцом жениха поставили баранью голову… Нате, мол, вам, синвупле, дорогой папаня, ешьте. Никто ж не знал, что он за «зеленых» и вообще член общества охраны альпийского муфлона. Для него это все равно что башку человеческую на подносе принести. Он – брык, и в обморок… Ничего. Откачали. Через час стал своих узнавать…
Короче, свадьба вышла – дай бог каждому. Весело было. И что характерно – запомнилась всем. А для казахов ведь это самое то. Впечатление произвести! И чтоб помнили, и чтоб не забывали. И чтоб разговоров потом было на полгода! Вот такие вот, понимаешь, трансформации.