Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.37
EUR
477
+2.08
RUB
4.82
+0.02

Что нужно знать гостю казаха, чтобы не опозориться — вся правда о национальных традициях

1214
Фото: sovetclub.ru

Всякий гость тоже должен был знать правила и считаться с ними. Нельзя было подъезжать к юрте со стороны двери. К дому подъезжают только сзади. И коня нужно было оставлять у коновязи, а не привязывать его к боковине двери.

Так делали, когда хозяин дома умер. Это был знак, по которому определяли «черный дом, скорбящий» – қаралы үй. Поэтому так мог сделать только враг. Или человек, пришедший с плохими намерениями. Или просто иностранец, незнакомый со степными традициями.

Қыдырма қонақ, понимая, что его вряд ли ждут, тоже старался соблюсти приличия. Вначале он подавал знак. К примеру, начинал слегка насвистывать «Шудың бойында». Или слегка покашливать. И так минут пятнадцать. Так он ждал со своей оголодавшей лошадью, пока хозяйка дома приберется и подготовится.

Жена казаха быстра и сообразительна

Заслышав знакомые мотивы, та должна была стремительно собраться и вылизать дом до показательного блеска. Что и происходило всегда. И тому есть многочисленные исторические свидетельства со времен Геродота. Я хочу сказать, что в ранешние времена степные жены отличались быстротой и сообразительностью.

Почему казахи самый гостеприимный народ — вся правда о национальных традициях

Попробуйте за столь короткий срок привести дом в порядок, прибрать, все протереть, пропылесосить и накрыть красивый дастархан. Пусть даже юрта у вас однокомнатная наподобие квартиры-студии. И при этом не вспотеть, не запыхаться. И с порога начать улыбаться. И не через силу, а по-настоящему. Искренне. Эх-х, пропало все это куда-то, исчезло. Ну ладно, сейчас не об этом.

Дождавшись, когда в юрте перестанут носиться и спотыкаться друг об дружку, гость наконец заходил. Здоровался чинно, кланялся очагу и усаживался на предложенное место. Естественно – төр. Если гость не торопился, он вешал плетку (камчу) во всю ее длину на специальный крюк – бүлдірге. Если же он не располагал временем, то вешал плетку, сложив ее пополам. И затем во время застолья частенько поглядывал на дверь. Это он так намекал, что ему скоро бежать.

Хозяева считывали эти сигналы и не особо уговаривали человека задержаться еще на чуток. Но в то же время в обязательном порядке старались быстренько соблюсти все приличествующие ситуации нюансы.

Кумыс и чай

Случалось, что гостей ожидалось много. В таком разе хозяин должен был встретить их у своего дома и лично отворить им дверь. Когда гости уходили, хозяину уже нельзя было притрагиваться к ней. Гости, кстати, не толкались и не торопились. Заходили по одному. Толпой заваливались только с плохой вестью.

Далее. Хозяину нельзя было садиться первым. Надо было дождаться, пока устроятся гости. Причем рассаживались все строго по ранжиру. Дети старше двенадцати лет вообще не садились. Они должны были прислуживать: принимать одежду гостей, развешивать ее, подавать полотенца, поливать на руки воду и т. д. (Кстати, вода обязательно должна была быть слегка подогретой. Холодной водой умывались, если хозяева хотели показать недовольство.)

Утренняя женщина для казаха как черная кошка — вся правда о национальных традициях

До трапезы гостей обходили справа. После еды – слева. Чаще всего шуршали по дому сыновья. При их отсутствии – дочери или невестки. Жена хозяина отдавала приказы взглядом. То есть без слов. Просто указывала глазами на тот или иной предмет или же шевелила бровями. Ее зашифрованные сигналы понимали только домочадцы. Всем остальным этот кодовый язык был недоступен. И в каждом доме был свой шифр.

До основного блюда гостям подавали кумыс. Разливали его по чашам правой рукой специальной поварешкой. Она имела два гнезда. Мужчинам наливали из правого гнезда, а женщинам – из левого. Первым пил сам хозяин. Он же и заканчивал питье. Тем самым он как бы демонстрировал прибывшим, что кумыс не отравлен.

Кумыс пили не спеша, сопровождая это приятное дело долгими разговорами. Пили долго еще и потому, что мясо варилось не скоро. Минимум часа полтора-два. Вот тут-то и проявлялось умение говорить и слушать. Опять же, правила приема гостей различались. Особенно в деталях. Это зависело от региона проживания.

Почему у казахов все наоборот — вся правда о национальных традициях

Тот же кумыс, к примеру. Где-то разливали по отдельным чашам, а где-то пили все из одной. Пускали ее по кругу, и каждый делал несколько глотков. Остаток выливали обратно в сосуд – піспек (саба). Делалось это намеренно. Существовало поверье: посуда не должна была пустовать. А в целом традиции всюду одни и те же.

Позднее вместо кумыса стали пить чай. Понятно, что его не нужно было вспенивать и разливать поварешкой с гнездами. Но опять же, хозяйка, подавая кесешку с чаем, должна была делать это правой рукой, поддерживая левой за локоток. Тайного смысла в этом жесте не было, просто когда-то рукава платья были длинными. Отсюда и сохранилась традиция, которая трактуется сегодня как знак уважения.

Правила мясного раздела

Когда наступал черед мяса, то это тоже целый ритуал. Здесь также следовало соблюдать правила. Как только заносилось блюдо, самый уважаемый гость произносил пожелание (бата), благословляя дастархан.

Ему же по традиции подавали баранью голову (если же у него был жив отец, он передавал ее другому). Традиция эта дошла и до наших дней. Расскажу на всякий случай, что надо делать с бараньей головой.

Вначале главный гость должен срезать кусочек от носовой части и съесть ее сам. Затем он отрезает кусочки с правой щеки и отдает их своим сотрапезникам. После этого возвращает голову хозяину, а тот продолжает ее делить между гостями.

Как прокурор с министром мирились — вся правда о национальных традициях

Ухо обычно отдают ребенку, чтобы он рос правильно и слушался родителей. Язык отдают невестке, чтобы она держала свой язык за зубами. Кстати, бараний язык ни в коем случае нельзя отдавать детям, иначе они вырастут непослушными. Глаза достаются самому почетному гостю. И тут надо помнить, что глаза нельзя делить – иначе люди, которым они достанутся, поссорятся.

Кусочки от лобной части делят между молодыми джигитами, чтобы они были первыми среди ровесников. Небо нужно отдать юноше или подростку – тогда он вырастет поэтом. Или певцом. Одним словом, каждая часть головы имеет свое назначение и свой адрес. То же самое относительно всей бараньей туши. Тут также – каждому свое.

По степени важности после головы шел жамбас – мясо таза. Берцовые кости (асықты жілік) доставались гостям, что сидели справа и слева от почетного гостя. Далее уже по мере удаленности от төр подавали мясо на лучевой и тазобедренной кости (кәрі жілік и ортан жілік).

Что казахам можно делать только левой рукой? Вся правда о национальных традициях

Кстати говоря, кәрі жілік нельзя было предлагать незамужним девушкам – иначе они засидятся в девках и не выйдут замуж. Им принято было подносить сердце, чтобы они были добрыми и ласковыми и побыстрее нашли себе мужа.

Зятьям нельзя было есть голову. Они ели грудинку – төс. Позвоночник доставался старшим членам семьи. Печень, кишки, пищевод – женщинам. Нельзя было отдавать гостям лопатку, шейный позвонок или голень. Это могло вызвать у них обиду.

Распределив все эти символические части бараньей туши по каждому конкретному адресу, хозяин отдавал нож умелому человеку, и тот уже заканчивал процедуру разделки, нарезая мясо в общую кучу.

Чего нельзя делать за столом

Здесь тоже требовались ловкость и навык. Куски надо было резать аккуратно и ровно. И желательно соблюсти при этом справедливый процент жира и мяса. Нельзя было возвращать хозяину «пустой» нож. Следовало нанизать на его острие кусок мяса или жира.

Сохранилась еще одна добрая традиция, которая дошла до наших дней, но не всем по нраву. Я имею в виду асату. Ею когда-то заканчивалась трапеза: хозяин кормил гостя с рук. То есть буквально набирал себе в ладонь еды и отправлял ее в рот гостю. Если тот уже не мог есть, хозяин мог положить ему еду в раскрытые ладони.

Затем снова наступала очередь благословления дастархану (бата), и на этом посиделки практически заканчивались. Остатки (сарқыт) разбирали для детей и внуков. За столом следовало вести себя прилично и деликатно. Нельзя было тянуться за едой, ругаться, сквернословить, бухтеть с набитым ртом, говорить о политике и макроэкономике, употреблять в речи нецензурщину, чавкать или же есть левой рукой.

Когда приходит праздник

В стародавние времена существовала еще более строгая регламентация. Богатые не садились есть с бедными. Невестка не могла столоваться со старшими родственниками. Жены и невестки вообще питались отдельно. У порога на корточках сидела голытьба. Они ждали объедки. Им бросали кости, за которые они дрались с собаками. Но это было очень давно.

Если же в ауле случался праздник или большое торжество, тогда все происходило по-другому. Знающие люди назначались распорядителями тоя. Рассылались во все концы глашатаи и гонцы с приглашениями. В степи разворачивался огромный пищеблок. Резали скот. В казанах варилось мясо. Горы мяса.

Гостей в соответствии с их статусом по прибытии разводили по юртам. Рассаживали. Затем начиналась так называемая табақ тарту – раздача блюд. В принципе, такие праздники проводятся и в наши дни: в областях, в районах. В глубинке.

Бас табақ – главное блюдо – преподносится самым почетным гостям: сватам, членам правительства, акимам и прочим начальникам…

Сый табақ – почетное блюдо – достается не менее уважаемым людям: прокурорам, судьям, депутатам, ворам в законе, местным авторитетам и т. п.

Күйеу табақ – блюдо жениха. Понятно кому.

Келін табақ – невестке (снохе).

Жастар табағы – молодежное блюдо…

И так далее.

За разноской очень следили. Не дай бог в суматохе перепутать блюда. Скандал. Правда, такие вещи практически исключались. Казахи не путали табақи. В обычной жизни с табақами все обстояло куда проще. Встретил гостя, накрыл стол чем бог послал, и достаточно. Когда гость поел, ты можешь попросить его рассказать какую-нибудь историю или сказку. После еды и питья всегда хочется праздника душе.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter