Автор книги «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов продолжает рассказывать о казахских приметах.
Кстати, о потустороннем мире. Нельзя было от нечего делать копаться в земле. Замечали, что некоторые со скуки, бывает, ковыряют в земле палкой или ножиком? Считалось, что это дурное предзнаменование – так можно смерть накликать. Роешь землю – значит, к могиле.
И попутно, раз уж зашла речь о колюще-режущих… Когда хозяева угощали гостей, на стол вместе с блюдом обычно подавались ножи для разделки мяса. Кто-то вытаскивал свой из-за пояса или из сапога. (В нашем ауле у каждого старика был свой маленький ножик – бәкі назывался).
И тут нужно было следить, чтобы вместе с посудой по окончании трапезы не унесли и твой режик. Если такое произошло, нельзя было просить вернуть его обратно. Потому что… нельзя, и все. Даже если он тебе сильно дорог. Нечего было расслабляться!
До поножовщины может и не дойдет, но хай-вай обеспечен. И вдогонку. Если ты попросил у кого-то иголку, возвращая, нельзя было передавать ее из рук в руки. Иголку надо было показать и бросить, чтобы она уколола землю. Земля все вытерпит. Как и бумага. И еще: возвращают иголку без нитки, то есть без хвостика. Иначе ссоры не избежать.
А если вы все-таки поссорились, то я вам расскажу, как в старину мирились. Замечу заодно, что мне такой метод нравится. Чем-то на японский похож.
Всякое ведь в жизни случается. Бывает, обидел тебя кто-то. Или, наоборот, ты кого-то. Кто из нас без греха? Допустим, накинулся министр юстиции на генерального прокурора, наговорил лишнего. Прокурор насупился, пришел домой, зарылся в подушки и проплакал до утра.
Почему казахи не отмечали дни рождения — вся правда о национальных традициях
Но что бы он сделал, живи он в XVI веке? Он бы накрыл шикарный дастархан и позвал бы министра к себе в гости – и пусть он там за столом сгорит от стыда, сволыш! Министр, естессно! Не прокурор же. Поэтому у нас говорят: «Таспен атқанды аспен ат» – «Если кто метнул в тебя камнем, запусти в него булкой хлеба». Примерно так, если буквально. Сейчас, правда, мало кто способен на такое. Я про булку. Скорее всего, догонят и еще наваляют.
А в старину было еще и по-другому. Находилась третья сторона. Которая брала на себя функции миротворца. В данном случае, наверное, более всего подходит председатель КНБ. Или глава Совбеза. Она – третья сторона – самолично накрывала стол и приглашала поссорившихся.
И там уже, за общим столом, мирила. Без водки, между прочим. На трезвую голову. Спиртное не запрещалось, но и в особом почете в таких случаях не было. Пили обычно кумыс, айран, шубат, ну на крайний случай бозу. Это что-то вроде домашнего самогона. А еще в те времена с большим пиететом относились к родниковой воде. Когда мирились, пили ее. Верили, что она очищает от ссор и обид.
И еще о воде. У казахов нельзя было плевать в воду. Или что-либо еще такое делать нехорошее… в воду. (Ну вы поняли). И нельзя было преграждать путь проточной воде, делать запруды без надобности.
Почему у казахов замужество это смерть — вся правда о национальных традициях
Нельзя было стряхивать капли с рук, как только их помыл. Иначе обидится повелитель воды Сулеймен. Если ты стряхнешь капли, он в отместку может высушить все колодцы и законопатить все родники. И тогда всем каюк: скот без воды падет, ну и людям туго придется.
Поэтому казахи предпочитали не мыться лишний раз. Совсем как европейские аристократы в свое время. Те же короли и принцессы, к примеру. Поэтому казахи и их предки с большим пиететом относились к родникам и источникам. Бесплодные женщины делали подношения, просили у них послать им ребеночка.
Но что-то я отвлекся. Вернемся к министру юстиции, председателю КНБ и руководителю Совбеза, мирно сидящих за одним столом и стыдливо улыбающихся друг другу. Понимаю, простому человеку могло сделаться дурно, наткнувшись на такую картину. Хуже того, человек мог на всю жизнь остаться заикой.
Как наши предки поступали в таких случаях? Проще говоря, как лечили испуг? То же заикание, например. Существовало несколько способов. Обычно брали щепотку соли и водили вокруг головы испугавшегося. Шептали наговоры. Если соль не помогала, вели к баксы.
Но тут нужно было знать, что баксы тоже попадались всякие разные, и у каждого был свой метод лечения. Некоторые принимались хлестать человека ветками карагача или даже плеткой, чтобы выгнать испуг. Некоторые набирали в рот воды и прыскали ею в лицо. Некоторые даже плевали. В лицо. Другие устраивали пляски вокруг костра с бубнами и колокольчиками… Иногда помогало. А иногда – нет. Тогда… Тогда шли к другому баксы.