Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

Почему Кролика из Винни Пуха нужно считать казахом — вся правда о национальных традициях

807

Подросших детей тоже могли сглазить. Поэтому мальчикам мастерили на голове айдар – это такая косичка. Хохолок. Девочкам стригли челку. Пришивали к одежде разные камушки, блестяшки, амулеты. Головные уборы украшали перьями филина, совы, беркута. Считалось, что дурной глаз и злые силы боятся пернатых хищников.

Перья попугая и правильное имя

Такими же перьями декорировали целые кочевья. Втыкали в тюки или же заплетали пышные пучки перьев в гривы лошадей. Такие украшения назывались қарқара. Иногда для красоты использовали даже перья попугая.

Их обычно приобретали у проезжих торговцев. Да это и понятно. Откуда в казахской степи взяться попугаям? Поэтому их перья были страшным дефицитом и встречались крайне редко. Это сейчас их много. Потому что попугаев развелось вокруг видимо-невидимо…

Как прокурор с министром мирились — вся правда о национальных традициях

Часто, чтобы у ребенка все было хорошо, ему присваивали имя знаменитого предка или уважаемого в народе человека – батыра или акына. Нередко имя какого-нибудь хана или бия. Делалось это в надежде, что ребенок сможет повторить славные дела своего предшественника.

Однако случалось, что ребенок рос болезненным и хилым. Тогда говорили – аруақ қолдамады. То есть дух предка не одобрил. В таком случае надо было отправляться к могиле этого славного человека и приносить в жертву барана. Может тогда и одобрит…

Кролик знает толк в гостеприимстве

А еще. Еще, если вы зашли в чей-то дом, пусть даже на минутку, то обязательно должны прикоснуться к еде: переломить лепешку, выпить чашку чая – ауыз тию называется – прикоснуться к пище.

Нельзя уходить просто так и бежать сломя голову, даже если вам позвонил и вызывает к себе сам президент – орден хочет вручить. Ничего, пусть подождет. Если вы уйдете, так и не прикоснувшись к пище, то есть проявите неуважение к чужому дастархану, в следующий раз вас вызовет к себе уже прокурор. И вручит уже не орден, а ордер. На арест.

Почему казахи не отмечали дни рождения — вся правда о национальных традициях

И опять же, если вы оказались в чужом доме, скажем, у соседей, а там идет ремонт, вы обязательно должны помочь. Хотя бы подержать молоток для виду. Забить гвоздик. Кстати, зашедшему к тебе домой нельзя задавать вопрос: «Не хочешь ли перекусить?» Это считалось некорректным.

Надо было проявить правильное воспитание и сразу же звать за стол. Помните Кролика из Винни-Пуха? Это был очень воспитанный Кролик. Наверняка его предки имели отношение к настоящим казахам. Потому что он помнил: «Қонақ асы – тәңір ақысы» – «Принимая гостя, возвращаешь долг Богу». Особенно глупо этот вопрос будет звучать в наши дни. Потому что у нас примерно девяносто процентов населения не против хорошенько перекусить. Причем в любое время суток.

Коза отпущения

А еще нельзя бить детей. Нельзя бить животных. В особенности собак и лошадей. Они тоже создания божьи, только не говорят по-нашему, по-казахски, хоть и все понимают. И пожаловаться они не могут никому. А Бог все видит. Он потом спросит с вас.

Бить можно было только козу. Кочевники считали ее не очень полезным животным и думали, что в ней может прятаться нечистая сила. Поэтому всякий раз, проходя мимо козы, степняк мог полоснуть ее плеткой. Так он изгонял из нее злых духов (бедная коза).

А вообще существовали строгие предписания насчет домашних животных. Например, такие. «Если разговариваешь с кобылой, нельзя указывать ей на недостатки». То есть нельзя обзывать ее толстушкой или, наоборот, худой клячей. Она может обидеться и заболеть. Или же у нее пропадет молоко.

Когда казах имеет право бить жену? — вся правда о национальных традициях

Кстати, во время доения ее нельзя ругать. Или повышать на кобылу голос. А если ты видишь, что кто-то доит кобылу, тебе не следует подходить к нему и отвлекать. Пусть сначала закончит свое дело.

Нельзя считать скот. Вернее, считать можно, но очень осторожно. Не указывая на него пальцем. Для этого нужно взять в руки плетку или просто палочку. А на вопрос «Сколько у тебя баранов?» все равно никто не даст точного ответа. Нельзя. Иначе будет падеж.

Одна забытая традиция

А если падеж все-таки случился, то в старину кочевники придумали довольно интересный способ его остановить. Мне думается, нам, живущим сегодня невеждам, стоит взять его на вооружение.

Допустим, джут выкосил половину овец. Что нужно предпринять, чтобы его остановить? Был такой замечательный способ. Приглашали зятя. Сажали его на почетное место и давали баранью голову. Он должен был ее всю обглодать. После того как зять все съест, он имел право как можно откровеннее высказаться в адрес ближайших родственников жены. Представляете?!

Почему у казахов замужество это смерть — вся правда о национальных традициях

То есть буквально вывалить все, что у него там накипело и что он о них обо всех думает. Можно было даже вспомнить всех поименно, вплоть до седьмого колена. И ему за это ничего не было. Более того – благодарили!

Попробуйте проделать то же самое сегодня! Кто из зятьков вернется домой живым и невредимым? А в те времена за этим скрывался большой смысл. Какой? Смысл в том, что джут – это хаос. Это непорядок. А кочевники вышибали клин клином, то есть били подобное подобным. Боролись с перевернутой логикой той же самой логикой.

По традиции зять не мог сидеть на почетном месте, ему нельзя было притрагиваться к бараньей башке и уж тем более говорить вслух что-либо предосудительное о матушке своей жены. Даже если ему этого очень хотелось…

Установки, о которых казахи забыли

Интересный обычай. Мне, например, нравится. Может все-таки подумаем, внедрять или нет? Скажем, случился у тебя на работе кошмар: налетели финполовцы и утащили компьютеры. Якобы на проверку. Или, к примеру, санэпидемстанция наложила запрет на использование микроволновки. Да мало ли! Менты завалились и угрожают, пожарные прибыли всей бригадой, комнаты стали опечатывать. Налоговики, акиматчики, прокурорский надзор… И все ждут мзды.

А ты тут – раз – и зовешь к себе зятя, сажаешь его во главе стола и суешь под нос баранью голову! На, скотина, ешь! И далее – по старинному рецепту. И наутро всех как ветром сдуло. Никаких тебе прокурорских, никаких налоговиков с пожарными, никаких ментов с финполом! Всех подчистую! Ну ладно, что-то я размечтался. Вернемся к нашим баранам.

Почему казахи не могут победить коррупцию — вся правда о национальных традициях

В степи нельзя было воровать. «Ұрлық түбі – қорлық» – «Всякое воровство ведет к плохому». Нельзя заниматься коррупцией: «Жақсы – арына құл, жаман – қарнына құл» – «Правильный человек – раб своей совести, а коррупционер – раб своего желудка». Примерно так можно перевести.

Существует еще множество примет и поверий. Народ их придерживался дабы оградить себя от несчастий и следовать только правильным вещам. Редко кто сейчас помнит о них и уж тем более еще реже придерживается. Может поэтому у нас сегодня так много проблем?

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter