Многие даже само понятие феминизм считают чем-то отвратительным.
«Марш феминисток», прошедший в Алматы 8 марта, это очень позитивный опыт, считает руководитель Союза кризисных центров Зульфия Байсакова. Плохо, когда у людей накапливается недовольство, а они не могут о нем сказать. И то, что его начали высказывать противники самого явления, эксперт объяснила «двойной моралью», сложившейся в обществе.
— Политолог Марат Шибутов сказал, что такой марш был возможен только в Алматы. Как считаете, он прав?
— Во-первых, в нашем городе самое большое население. А во-вторых, оно проявляет больше политической активности, особенно женщины, которые в Алматы тоже более эмансипированы. Так что с этим можно согласиться, такой митинг действительно был возможен только в Алматы.
Развитие гражданского общества в цифровой век: от краудсорсинга до netroots
Да и вообще,
алматинский дух заключается в том, что многие всегда не идут в унисон всем желаниям властей и государственных органов,
а все-таки отстаивают свою точку зрения. У нас очень много выражающих свою гражданскую позицию, причем достаточно мотивированно и грамотно. Хотя конечно есть и те, которые просто пытаются заработать на этом очки, но большая часть все-таки действительно хотят улучшить ситуацию.
— Вы имеете в виду именно политическую активность? На митинге вроде политических лозунгов как раз и не было.
— Почему же не было? Говорили в числе прочего о принятии закона, о равных правах и возможностях — это все политические аспекты. И соблюдение гражданских прав и юридических норм — это тоже вполне себе политика. Тут очень близко все соприкасается.
Закон о бытовом насилии — это абсурд и позор — Кыдырали Болманов
Журналисты, например, «зацепились» за лозунг «Чем кормить кошку, если нет работы?»… или что-то в этом роде. Но здесь прямой текст, что если в стране нет экономической стабильности, люди даже не могут до конца реализовать такое право, как быть сытым. Причем обеспечить питание не только себе самому, но и своим питомцам.
Очень хорошо, что в Казахстане начались такие марши и митинги
Точку зрения участников можно разделять или не разделять, но просто прекрасно, что люди в ее защиту выступают достаточно активно. И объединили такие большое количество, пусть даже кто-то подключился случайно или неосознанно.
— По разным оценкам, участвовали от 300 до 500 человек. По меркам Алматы это разве большое количество?
— Если учесть, что объединились и вышли женщины (хотя мужчины тоже присутствовали), и это было 8 марта, показатель вполне неплохой. Конечно, для двухмиллионного города объективно маловато, но для первой масштабной акции нормально.
Шествие феминисток — пропаганда безнравственности — обзор казСМИ
— В прессе (даже не в социальных сетях) уже начали появляться самые различные оценки происходящего. Одни отнеслись к маршу вполне благосклонно, зато другие начали обзывать его участниц чуть ли не проститутками и поголовно ЛГБТ-активистами. Откуда такая разница в суждениях? В обществе нет единого мнения по этому поводу?
— Мы вообще все разные.
Для кого-то вообще многодетность — это показатель половой распущенности
Сегодня нашему обществу присуща двойная мораль, двойные подходы. Осуждают проституток, но никто не говорит, что большой процент девушек вынуждены заниматься проституцией. И многие ли осуждают пользующихся ими мужчин?
Наверное, при оценке играет роль и разный умственный потенциал. И наконец, просто нет понимания, что такое сексуальная идентичность.
Казахстанцы имитируют поведение элиты
Наверняка мало бы кто хотел, чтобы их ребенок был гомосексуалистом, но у меня очень много друзей, которые выбрали ту или иную сексуальную идентичность. Может быть не стоит пропагандировать и убеждать кого-то. Или вообще заставлять силой.
Ну а то, что по-разному оценивают журналисты, говорит об их восприятии жизни на этот момент.
Кстати, среди борцов за права женщин активнее именно лесбиянки. Потому что их права больше нарушают и они больше подвергаются насилию как со стороны своих близких, так и общества в целом.
— Я имел в виду оценку не какого-либо явления в целом, а конкретно этого митинга.
— Да многие даже само понятие «феминизм» считают чем-то отвратительным. Но когда прошедшую акцию ругают, для меня это немножко оскорбительно. Я считаю, это хорошая акция, она показала, что у нас есть женщины, готовые бороться за свои права. Хотя у нас всех для борьбы разные возможности. Я больше борюсь аналитически — выработкой рекомендаций, написанием писем в законодательные органы. А кто-то посчитал нужным примкнуть к этой акции.
— Как полагаете, насколько эффективна сама форма митингов и маршей? К участникам вообще кто-нибудь прислушивается?
— Почему нет, если сейчас даже какая-нибудь тетя Фрося в Фейсбуке может поучать, как правильно жить. А митинги все-таки одна из форм вовлечения населения в процесс принятия решений. Как минимум кто-то задумается, так ли это на самом деле. Поэтому я считаю, формат полезный, исключать его не надо. Это формирование политической и даже в некотором роде правовой культуры.
Единственный вопрос: насколько участники действительно привержены сделанным заявлениям? Или же это просто какой-то очередной пиар-ход, чтобы в очередной раз потом написать что-нибудь про себя в ФБ?
— То есть, полагаете, надо продолжать?
— Думаю, да. Рада, что акимат разрешил это шествие. Это сама культура изложений требований — спокойный митинг, который не приводит к какой-то конфронтации или насилию. Но плохо, когда у людей накапливается недовольство, а высказать его они не могут. Пусть и дальше разрешают, а в течение нескольких лет может вообще появится какой-нибудь новый формат.
Кто был в Женеве, тот знает, что
перед зданием ООН буквально по графику проходят по 4-5 митингов в день. И люди высказывают свою точку зрения,
требуют исполнения взятых на себя тем или иным государством обязательств. Это хорошо, что людям дают такую возможность, и они это умеют делать. У нас же раньше все это было закрыто, поэтому сейчас такие инициативы надо поддерживать или как минимум не запрещать.