Общество расслаивается — и эту тенденцию не изменить. Больше того, вместо того, чтобы искать способы объединения, нужно учиться вести диалог между отдельными группами. Учиться договариваться.
Сам принцип объединения общества в монолит с помощью идеологии — устарел, считает ряд экспертов. Наоборот, общество продолжает расслаиваться, главным образом по уровню доходов и социальному статусу. Пока эксперты старой волны возмущаются отсутствием одной идеи, более молодые коллеги говорят, что этого и не нужно.
Политолог Максим Казначеев скептически относится к перспективе появления какой-либо национальной идеи. По его мнению, этому серьезно мешает чрезвычайное расслоение общества. И трудно придумать что-то, что его снова объединит.
— Существующие страты в силу большого разрыва просто исповедуют абсолютно разные модели поведения и выживания, — говорит он.
Информационная атака на Казахстан. Новая реальность?
При этом складывается впечатление, что отечественные идеологи просто не понимают этого, — считает Казначеев. — Почему-то думают, что стоит продекларировать какие-то концепты, и сограждане сразу примут их и начнут придерживаться.
Кроме того, появилась вторая и уже
основная проблема: двойные стандарты уже непосредственно отечественной элиты
Когда с трибун говорится одно, а на деле сограждане видят совсем другое. Например, декларируется борьба с коррупцией, но само явление никуда не девается и даже не уменьшается.
— Двойные стандарты заставляют сограждан придерживаться абсолютно прагматичных жизненных позиций. И какие-то идеологические конструкты просто не работают, — говорит Казначеев.
«Болашаковцы» патриоты, но не хотят возвращаться в страну
Дело в том, утверждает политолог, что основная часть населения «имитирует поведение элиты». И изменить этот феномен не получается. Старая поговорка «не делай так, как делает мулла, а делай так, как мулла говорит» просто не работает.
При этом Казначеев подчеркивает, что коррупция — это просто частный пример. То же самое можно сказать, например, и о патриотизме.
— Можно сколько угодно распространяться о любви к родине. Но
если у представителей элит дети живут и учатся за рубежом, то и население никаким уговорам не поддастся
Будут рассуждать так: если они отправляют своих за рубеж, то и нашим тут ловить нечего. Отправим хотя бы в Китай, — сказал он.
Среди «болашакеров» слишком много агентов влияния — Казначеев
То есть идеологи могут генерировать и выдавать огромное количество предложений по идеологическому сплочению общества. Но, во первых, в условиях серьезного социального расслоения вряд ли они будут жизнеспособны. А во вторых, если вдруг удастся придумать что-нибудь подходящее, то конструкцию разрушат пресловутые «двойные стандарты».
— Если элита не придерживается идеологических ориентиров, то общество тоже не будет их воспринимать. Но этого не понимают или делают вид, что не понимают, — подытожил эксперт.
Политолог Марат Шибутов считает, что сама концепция национальной идеи — устарела.
Она появилась и была хороша в 19 веке, но не сейчас. Кстати, тогда отменялись последние привилегии аристократии и люди становились более-менее равны. По крайней мере, в части государств. И этих равных людей объединяла какая-то идея и идеология. В оценке же современности Шибутов вполне согласен с Казначеевым.
— Сейчас мы живем уже в другом, постмодернистском мире. И у нас наоборот — произошло разделение общества. Так что мы наоборот разделяемся по доходам, по социальному положению и так далее. Получается, что национальная идея неактуальна и невозможна, — считает он.
«Что бы ни говорили чиновники, народ сначала поверит негативу» — эксперты о соцсетях
Это положение характерно не только для нас. Шибутов напомнил, как в США проходили последние президентские выборы. Тогда в предвыборном штабе насчитали 46 социальных групп, то есть разных аудиторий.
— Тогда для каждой из групп разрабатывались свои посылы, шла своя агитация, давили на свои болевые точки и так далее, — говорит политолог. — Сейчас в Казахстане примерно 25-26 таких групп. Очень
тяжело придумать что-то, что бы объединяло жителя поселка с менеджером не самого последнего звена национальной компании в Астане
Разрыв между ними гигантский.
Национальные особенности борьбы с коррупцией в Казахстане (Обзор казахской прессы)
Шибутов считает, что разобщенность — это уже судьба общества. Но в современном мире есть и другие способы, нежели национальная идея, говорит политолог.
— Сейчас все говорят о том, что нужно действовать не на основе общенациональной идеи или идеологии, а на основе общественного договора. Когда все разные группы научатся договариваться между собой, как им взаимодействовать и вообще жить дальше, — утверждает Шибутов. — Но договор — это не идея.