Гражданское общество в Казахстане неуклонно развивается, и все большее значение в этой сфере приобретают интернет-технологии.
Какую роль в выстраивании плодотворного диалога между обществом и госорганами играют «мозговые штурмы» и дискуссии в режиме онлайн? Об этом 365info.kz рассказала эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК Айман Жусупова.
Современный мир стремительно меняется и предоставляет новые формы для самореализации граждан, в том числе политической и гражданской активности, участия. Речь идет о современных технологиях, интернете, который дает возможность гражданам быть информированными. Это является первой и главной ступенью к участию.
Интернет также развивает потенциал социальных коммуникаций, помогая преодолеть личностную изоляцию граждан, растущую фрагментацию общества, влияет на формирование новых идентичностей, социального капитала и чувства солидарности.
Пространство интернет-коммуникаций также предоставляет возможность, арену для разработки консолидированной совместной политической позиции власти и общества, сбалансировать власть между управляющими и управляемыми.
В этом контексте стоит отметить, что в странах с развитыми информационно-коммуникативными технологиями, новые формы участия, их распространение, уровень использования уже ставят под сомнение эффективность традиционных институтов гражданского общества.
Среди новых форм гражданского участия, которые приобретают силу в связи с развитием современных информационно-коммуникативных технологий, можно выделить краудсорсинг – сбор идей и контента от сообщества пользователей, которые выступают в качестве полноправных участников управленческого процесса, а также проблемно-ориентированные активистские площадки (netroots: сетевой активизм снизу) и онлайн дискуссионные площадки.
При этом они не ограничиваются пространством интернета, в рамках которого реализуется самоорганизация, информирование и обсуждение проблем. Основу движений формата netroots составляют блогеры и сетевые активисты.
Как пример успешного взаимодействия власти и горожан на основе краудсорсинга можно указать мэрию Парижа. Там горожанам предложили самим решать, как благоустроить город. Жители регистрируются на сайте Budget Participaf и посылают свои предложения. На подобные проекты выделяется 5% городского инвестбюджета. В итоге реализуются наиболее дельные предложения, на которые хватает денег.
В январе 2018 года горожане внесли более 2 000 предложений. За 4 года существования программы было реализовано более 100 из них, в разработке более 700.
В Казахстане идеи о развитии краудсорсинга также начинают развиваться. При этом и со стороны местных властей ряда регионов есть намерение и инициативы взаимодействовать с горожанами в вопросах обеспечения качества жизни. Как пример можно рассмотреть Алматы, где уровень гражданской активности выше, чем в других регионах страны.
После запуска портала, направленного на развитие краудсорсинга акиматом города, менеджеры проекта отметили, что на сайте больше преобладали претензии, нежели идеи и предложения. Основной аудиторией являлась молодежь. С чем это может быть связано?
Вероятнее всего, речь идет о существующих проблемах в выстраивании конструктивного диалога между властью и горожанами. При этом речь идет как о трудностях восприятия граждан как равноправных партнеров в вопросах управления городом со стороны власти, так и о низкой гражданской активности горожан. Играет роль и слабая их информированность о такого рода возможностях.
Тем не менее о результатах любого процесса можно судить в динамике. Возможно, со временем и с развитием интернета в Казахстане придет и понимание возможностей, которые он предоставляет. И краудсорсинг поможет выстроить эффективное взаимодействие в диалоге и взаимодействии между властью и гражданами.
Вместе с тем значимое распространение в Казахстане начинает получать отдельный вид краудсорсинга — краудфандинг. Когда для решения задачи и реализации конечного результата привлекаются добровольцы, готовые финансировать проект. И успешные примеры использования краудфандинга в Казахстане уже есть. Речь в частности идет о благотворительной деятельности.
Достаточно хорошее развитие в казахстанском обществе получают так называемые онлайн дискуссионные площадки, которые отражаются на росте гражданского самосознания и политической культуре граждан.
В этом ключе в первую очередь хотелось бы выделить социальную сеть Facebook, где сосредоточилась наиболее активная казахстанская аудитория с точки зрения гражданской и политической позиций. И сегодня уже есть ряд позитивных прецедентов, когда чиновники реагируют на те или иные вопросы и предложения граждан, активистов, обсуждаемых в Facebook.
Таким образом, интернет, социальные сети оказывают определенное позитивное влияние на участие населения в Казахстане. Однако большая часть граждан страны все-таки чаще используют интернет для общения с близким кругом людей и развлечений. Соцсети в стране сейчас больше распространены среди городских жителей, в первую очередь в Алматы, Караганде и Астане.
Политика и в целом политические деятели не вызывают у граждан Казахстана особого интереса. Доказывает это и аудитория популярных казахстанских вайнеров. В Instagram, к примеру, более трех миллионов подписчиков, а сама соцсеть на сегодняшний день является одной из самых распространенных в Казахстане, при этом в своих публикациях они стараются не затрагивать вопросы религии и политики. Тогда как аудитория 10 наиболее популярных политиков, депутатов и чиновников РК меньше в два с половиной раза.
Подтверждают эти факты и данные доклада Digital in 2018 Essentials insights into Internet, Social Media, Mobile and Ecommerce use around the world за 2018 год: самые популярные интернет-ресурсы в Центральной Азии – развлекательные или информационные. Лидируют в списке самых популярных сайтов Google и YouTube, но не Facebook. Эта сеть вошла из всех стран региона в топ-двадцатку посещаемых сайтов только в Таджикистане, да и там заняла только 19-е место.
Таким образом, развитие гражданского общества в Казахстане происходит медленно, но верно. И значимую помощь в этом направлении оказывают соцсети, новые формы самоорганизации гражданского общества.