Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
446
-0.83
EUR
475
-0.80
RUB
4.78
-0.01

«Зеленой» экономике альтернатив нет. Часть 1

313
Фото: proteh.org

Сейчас доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии у нас немногим более 1%. А планировалось не менее 3%.

Продолжение. Читайте также первую часть.

Компании начали больше вкладываться в экологию

Ерлан Смайлов, руководитель аналитической группы «Кипр» отметил, что

подходы к проблемам экологии у стран ЕАЭС схожи, поскольку похожи структуры экономик

— Плюс в том, что Казахстан обращает внимание на проблемы. Задачи государства выполняются – ставятся регуляторные и административные ограничения, соответствующие контролирующие органы оказывают конструктивное регуляторное давление на компании или на население, заставляя соблюдать экологические нормы. В этом направлении ведется и дальнейшая работа. Это было четко обозначено в сентябрьском послании президента Казахстана, — сказал он.

Зачем Казахстану зеленая экономика?

В результате компании начали больше вкладывать в экологию. По информации министерства экологии, геологии и природных ресурсов,

в 2019 году недропользователи инвестировали 174 млрд тенге в улучшение экологичности технологий

Что касается перспектив «зеленой» экономики, здесь важно, чтобы вопрос находился в актуальной повестке, а проекты возобновляемых источников энергии внедрялись и дальше.

— Однако я ознакомился с отчетом профильного министерства по его стратегическому плану на 2017-2021 годы.

Доля предприятий в Казахстане, которые используют «зеленые» технологии, составляет всего 1,6%

Министерство провело мониторинг 8,5 тыс. предприятий различного размера. Получается, «зелеными» производителями из них являются всего около 140, — подчеркнул Смайлов.

И добавил, что доля утилизации производственных отходов по отношению к их образованию по итогам 2019 года составляет всего 34%. Тот же показатель у ТБО — 14%.

«Зеленой» экономике мешают развиваться высокие субсидии на традиционные энергоисточники

Айжан Скакова, директор НИИ проблем экологии, утверждает, что темпы развития «зеленой» экономики у нас явно недостаточны.

— За последние 10 лет ВВП страны увеличился в 4,6 раза, а рост промышленности — в 2,9 раз. В основном за счет увеличения экспорта нефти, полезных ископаемых и объемов промышленного производства. В это же время доля расходов Казахстана на защиту окружающей среды за этот же период выросла с 0,35 до 0,6% ВВП. В то время как

экологической программой ООН рекомендованный уровень финансирования должен быть не менее 2% от ВВП страны,

— подчеркнула она.

Скакова сослалась на выводы международных экспертов, что развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) мешают следующие факторы:

  • высокие субсидии на традиционные источники энергии,
  • низкие цены на электроэнергию,
  • ограниченная нормативно-правовая база.

Сейчас доля ВИЭ в производстве электроэнергии у нас немногим более 1%. А планировалось не менее 3%.

Казахстан обладает высоким потенциалом возобновляемых источников энергии — эксперт

— Что касается управления отходами, реализуется программа модернизации систем переработки твердых бытовых отходов. Но здесь также слабо развиты вопросы, связанные с нормативно-правовой базой. Управление водными ресурсами — это одна из самых масштабных проблем.

Имеется недостаточное стимулирование сбережения воды в разных секторах, особенно

в сельском хозяйстве, где потери достигают до 60-70%

В наличии устаревшая инфраструктура управления водными ресурсами из-за недостаточного инвестирования. Отсутствует достойная информационная база по водным объектам, — сказала Скакова.

Также она отметился, что большинство целевых показателей «зеленой» экономики не выполнены либо реализуются неэффективно. Помехи надо устранять, иначе все так и останется на уровне желаний и мечтаний. В заключение эксперт предложила

утвердить национальный проект «Экология» по примеру России с адекватным финансированием из бюджета

Вопрос водных ресурсов в Центральной Азии стоит очень остро

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений, подчеркнул важность сотрудничества по вопросам экологии с партнерами в Центральной Азии, ЕАЭС, СНГ. Тем более, что у нас есть общие проблемы: трансграничные водные ресурсы, загрязнение воздуха и так далее.

— Ситуация в Узбекистане с прорывом дамбы действительно показала, что

при возникновении каких-либо катастроф в одной стране ее соседи оказываются незащищенными

Поэтому хотя бы в рамках ЕАЭС необходимо инициировать создание некоего экологического кодекса, даже экологической конституции, благодаря которым страны могли бы в определенной мере руководствоваться. Я думаю, для Казахстана это было бы выгодно, — сказал он.

В прорыве дамбы в Узбекистане могут обвинить… рыбу

Также он добавил, что на республиканском и городском уровнях крайне необходим общественный контроль.

Ни одно решение, которое может повлиять на экологию, не принималось без консультации со специалистами

Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований China Center,
поднял тему экологических вопросов в центральноазиатском регионе, которые могут быть чреваты конфликтами. Причиной тому разница интересов.

— Гидроэнергетика важна для Кыргызстана и Таджикистана, но в низовьях региональных рек находятся Казахстан и Узбекистан. У них есть экологические опасения по отношению к «верхним» странам. А те, соответственно, думают, что «нижние» страны навязывают им свою волю, — сказал он.

Эксперт припомнил, что когда Таджикистан строил Рогунскую ГЭС, проект начали критиковать узбекские власти. Они опасались, что из-за нее не будет хватать воды странам ниже по течению Амударьи.

— В Центральной Азии вопрос водных ресурсов стоит острее, чем во многих других регионах. И для Казахстана в том числе. Потому что истоки всех наших крупных рек находятся вне пределов страны. Трансграничные реки для Казахстана вопрос больной, — сказал он.

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter