В Казахстане очень высок потенциал возобновляемых источников энергии. И потому в ближайших планах развитие 106 ВИЭ-станций. Об этом говорит профессор кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ имени аль-Фараби, директор Центра евразийских исследований Галия Мовкебаева. Она считает, что это прекрасный ресурс для быстрого роста экономики.
Казахстан обладает значительными запасами нефти и газа и богатыми минеральными ресурсами, включая медь, свинец, цинк, железную руду, марганец, титан, хром и уран.
Этот факт позволяет стране иметь стабильный национальный доход и находиться на пути быстрого роста экономики.
По данным Всемирного банка за 2019 год, республика занимает 53-е место в мире по объему ВВП.
Однако промышленный сектор является высокоэнергетичным, а потому в Казахстане растут выбросы углекислого газа. По выбросам CO2 страна занимает 25-е место в мире (BP, 2018 год).
Кроме того,
процесс индустриализации и недостаточное внимание правительства к окружающей среде привели к широкомасштабной деградации окружающей среды
К числу серьезных экологических проблем относятся высыхание или снижение уровня Аральского моря, неуклонное повышение уровня воды Каспийского моря, загрязнение почвы, воды и так далее.
Нефтяные ресурсы Казахстана являются самыми большими среди бывших советских республик.
Независимые эксперты Ассоциации Kazenergy в 2017 году оценили подтвержденные запасы в 39 миллиардов баррелей
Предыдущие оценки даны по более низким цифрам: 6,42 млрд баррелей согласно ОПЕК и 8 млрд баррелей согласно BP (BP, 2018).
Недавно Казахстан завершил новую оценку запасов нефти. Подтвержденные и возможные запасы нефти примерно в 35 миллиардов баррелей.
Учитывая богатые минеральные ресурсы, правительство Казахстана планирует значительно увеличить объемы добычи нефти, газа, угля и урана.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что текущие объемы добычи угля в Казахстане превышают внутренний спрос
Экспорт составляет 1/3 от общего объема добычи угля. Среди стран СНГ крупнейшим потребителем является Россия (63,5% от общего потребления угля). После России по объему потребления угля идет Украина (22,1%), а затем Казахстан (13,7%).
Более 80% нефтедобычи республики направляется на экспорт
В то же время уголь остается и будет оставаться основным ресурсом для производства энергии. Для этих целей Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК разработана
концепция развития угольной промышленности на период до 2030 года. Согласно концепции предполагается увеличение объемов добычи угля с 96,3 млн тонн в 2006 году до 145,6 млн тонн к 2020 году
Выработка энергии распределяется по типу электростанций следующим образом:
Уголь является основным источником получения электроэнергии в Казахстане. Почти 73% электроэнергии производится на угольных электростанциях, 12,3% — из водных ресурсов, 10,6% — из газа и 4,9% — из нефти.
Промышленность является крупнейшим потребителем энергии. Она поглощает половину конечного потребления, в то время как жилищно-хозяйственный и обслуживающий сектор около 40%, а транспортный только 10%
Следует отметить, что такая высокая доля потребления электроэнергии тесно связана с производством страны в таких отраслях, как
черная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов и прочих секторов, которые обычно считаются наиболее энергоемкими
Следует отметить, что в сегменте электроэнергетики промышленности основным направлением развития является доля угля. Это топливо также широко используется в качестве источника энергии и для бытовых нужд.
В Казахстане находятся крупнейшие месторождения ископаемого топлива.
В национальной структуре природных энергетических запасов преобладает уран, доля которого оценивается в 47%.
На долю угля, нефти и газа приходится соответственно 33%, 13% и 7%.
Более половины нефтяных месторождений Казахстана, расположенных на суше в западной части страны, находятся в фазе сокращения добычи нефти.
К проблемам нефтяного сектора относятся высокая себестоимость добычи на новых месторождениях, сложный и малоизученный физико-химический состав нефти. Внутренний же рынок «черного золота» характеризуется дефицитом нефтепродуктов.
Добыча газа ведется в основном на нефтегазоконденсатных месторождениях.
Качество природного газа низкое
Для этой отрасли характерно следующее: необходимость закачки внушительных объемов природного газа в подземные горизонты ввиду необходимости поддержания пластового давления; слабое развитие газотранспортной инфраструктуры, нехватка мощностей по переработке газа.
В долгосрочной перспективе эти факторы усиливают риски возникновения дефицита газа на внутреннем рынке.
Газотранспортная система страны была создана в XX веке, поэтому функционально ориентирована на поставки природного газа из Центральной Азии в северные регионы России и Украины
Газотранспортная система страны не обладает развитой сетью. Кроме того, централизованное газоснабжение охватывает в основном населенные пункты и объекты промышленности, которые находятся вблизи транзитных газопроводов.
Поэтому ввиду отсутствия перемычек между магистральными газопроводами газотранспортная система не позволяет направлять газ из западной части страны в южные и северные регионы.
Сектор ВИЭ находится на ранней стадии развития.
В последние годы в условиях волатильности цен на энергоносители в структуре относительных цен во многих странах наблюдается увеличение коммерческого производства и потребления энергии, получаемой от возобновляемых и неисчерпаемых источников (ВИЭ).
По наблюдениям, меньшее всего возобновляемая электроэнергия используется в странах Африки, Ближнего Востока и странах ЕАЭС (кроме Республики Армения).
Наибольшее распространение отмечается в странах Европейского Союза, США, Бразилии, Китае, Индии.
Одними из перспективных направлений для инвестирования считаются малая гидроэнергетика, а также ветровая и солнечная электроэнергетика
Поскольку сегодня существует база научно-технических разработок, адаптированных к существующим видам энергосетей.
В отдельных странах прирост введенных мощностей превышает 200%. В краткосрочной перспективе это будет способствовать дальнейшему замещению других источников электроэнергии в энергобалансах этих государств.
Одним из приоритетных направлений развития «зеленой энергетики» в Казахстане является развитие возобновляемых источников энергии
Сегодня разработана концепция перехода к «зеленой экономике», ключевая цель которой увеличить долю альтернативных источников энергии до 10% к 2030 году и до 50% — к 2050 году.
Поэтому для реализации амбициозных планов принимается ряд нормативных актов, регулирующих рынок энергоснабжения при использовании возобновляемых источников энергии.
Многие из существующих правовых актов содержат существенные недостатки правового, технического и концептуального характера, не учитывают накопленный успешный опыт зарубежных стран
Однако следует выделить и некоторые позитивные изменения в законодательстве. Это отмена лицензионных требований к производству, передаче и обращению электрической и тепловой энергии, эксплуатации электростанций, электросетей и подстанций, а также использование возобновляемых источников энергии.
Казахстан обладает большим потенциалом для использования альтернативных или возобновляемых источников энергии,
которые в долгосрочной перспективе должны заменить природные ресурсы, снизить затраты на энергоснабжение и транспорт, а также привести к общему улучшению состояния окружающей среды.
Переход страны к «зеленому» пути развития является стратегической целью и провозглашен в рамках принципов «Казахстанская стратегия — 2050: новая политика государства»
Потенциал возобновляемых источников энергии в Казахстане значителен, но долгое время серьезно не воспринимался.
Большинство действующих в настоящее время гидроэлектростанций имеют довольно внушительный срок эксплуатации (большая часть гидроэлектростанций эксплуатировалась 40-55 лет), истощение оборудования и нуждаются в реконструкции и модернизации.
Однако
потенциальная мощность оценивается в десять раз выше, то есть в 27 млрд кВт/ч в год
Во многом благодаря распространенности ветроемких территорий Казахстан обладает очень сильным ветровым потенциалом. Большая часть суши страны имеет потенциал ветра не менее 4-5 м/с, а некоторые прибрежные районы достигают 6 м/с, предполагаемый потенциал составляет 1.300 ТВтч.
Огромные размеры Казахстана по сравнению с его центральноазиатскими соседями дают ему явное преимущество в направлении развития солнечной энергетики,
так как большая площадь поверхности дает больше прямых солнечных лучей. Страна получает в среднем от 2 200 до 3 000 часов солнечного света в год. Это позволяет использовать солнечные батареи, в частности портативные фотоэлектрические установки в сельской местности на животноводческих фермах.
В будущем солнечная энергетика может стать одним из сильнейших векторов развития сферы альтернативной энергетики
И Казахстану необходимо подготовиться к полному внедрению возобновляемых источников в экономику, а также планомерно развивать и расширять сотрудничество с более опытными партнерами в этой сфере (например, с ЕС) на мировой арене.
В соответствии с национальными долгосрочными программами предусматривается строительство новых энергетических объектов, восстановление, капитальный и текущий ремонт, модернизация объектов электроэнергетики, в том числе реконструкция электрических сетей и подстанций.
Однако по нашим прогнозным сценариям и учитывая технологические возможности Казахстана, энергетика останется зависимой от угля, его доля в энергопотреблении будет только расти.
Соответственно вырастет и использование природного газа. Незначительный рост будет наблюдаться за счет использования альтернативных источников.
В ближайших планах Казахстана — развитие 106 ВИЭ-станций общей мощностью более 3 ГВт. В том числе 34 ветроэлектростанции (1787 МВт), 41 малая ГЭС (539 МВт), 28 солнечных станций (713,5 МВт), 3 биотопливные электростанции мощностью 15,05 МВт
Анализ показывает, что несмотря на вызовы, тенденция к увеличению использования возобновляемых источников энергии является позитивной и опирается как на государственные, так и на частные и иностранные инвестиции в рамках ряда международных проектов.
Однако для создания более прозрачного и конкурентоспособного рынка возобновляемых источников энергии целесообразно реформировать ценовые субсидии таким образом, чтобы цены на заготовленные топливно-энергетические ресурсы и произведенную энергию полностью покрывали издержки производителей и обеспечивали уровень рентабельности.
Синергизм требует координации между различными учреждениями и организациями, занимающимися производством и поставкой возобновляемых источников энергии
повысить эффективность их деятельности могло бы объединение ресурсов — например, путем обмена опытом в области закупок и управления.
Чтобы снизить финансовую нагрузку на государство,
в энергетический сектор страны необходимо больше привлекать частные компании
Особенно к реализации проектов в области древесного топлива, биогазовых установок, тепловых насосов, ветроэнергетики, солнечной энергетики и других.
Представляется целесообразным развивать и создавать производственные мощности для биогазовых установок, ветроэлектростанций, тепловых насосов и солнечных водонагревателей.
Необходимо дальнейшее развитие подготовки высококвалифицированных специалистов, разрабатывающих и эксплуатирующих новейшее оборудование, а также соответствующего материального обеспечения учебных заведений.
Экономика Казахстана является первой экономикой в Центральной Азии и второй среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) после России
По темпам добычи углеводородного сырья Казахстан входит в первую десятку стран мира. Экономика страны базируется на тяжелой промышленности, черных и цветных металлах, нефти и газе. И это позволяет нашему государству находиться на пути экономического роста.
Можно представить прогноз его спроса и воздействия на окружающую среду с точки зрения экономического роста Казахстана до 2040 года.
Первый сценарий, базовый, предполагает дальнейшее экономическое развитие по традиционному пути. Он не характеризуется существенными изменениями в структуре спроса и предложения энергии, а также радикальными изменениями политики и предпринимаемых мер. Вводятся в действие новые стратегии поощрения энергоэффективности, развития возобновляемых источников энергии, но они ограничены из-за ряда различных барьеров.
При таком сценарии мировой спрос на энергоресурсы останется достаточно высоким и на этапе посткризисного восстановления
Но реальные показатели таковы, что сегодня мы можем наблюдать понижение спроса и существенное снижение цен на энергоресурсы. Пандемия коронавируса COVID-19, обрушившаяся на мир, лишь усилила этот процесс.
Поддержать казахстанскую экономику в целом могли бы высокие доходы от экспорта нефти и газа. Сложившаяся ситуация сегодня может привести к тому, что
казахстанская энергоэффективность останется менее чем в два раза ниже, чем в развитых странах, замедлится прогресс в области энергоэффективности в Казахстане в течение предстоящего десятилетия и увеличение экспорта энергоемких товаров
с низким уровнем переработки (металлы, другие сырьевые материалы и т. д.).
Продолжающееся доминирование угля в качестве сырья для топливных электростанций; сохраняющиеся низкие уровни экспорта нефтепродуктов (в 3-5, 5 раза меньше экспорта сырой нефти по объему); государственные энергетические приоритеты по-прежнему ориентированы на рост нефтегазовой отрасли.
Второй вариант предполагает технологическое совершенствование, регулирование и политику промышленного развития, а также дополнительную политику, направленную на повышение энергоэффективности и сокращение выбросов углекислого газа в масштабах всей экономики.
Этот сценарий включает в себя ряд дополнительных стратегий, направленных на сокращение выбросов в масштабах всей экономики; повышение энергоэффективности, а также разработку программы использования возобновляемых источников энергии и инструментов для ее поддержки.
Энергоэффективность является одной из важнейших составляющих потенциального уровня инфляции. То есть
чем выше энергоэффективность, тем ниже уровень инфляции и тем больше возможностей для финансирования экономического роста при минимальных инфляционных рисках
Создается хорошая институциональная среда для развития других отраслей экономики (помимо топливно-энергетического комплекса).
Совокупность этих факторов может иметь следующие последствия: переход государственных и частных инвестиций от экстенсивного развития топливно-энергетического комплекса к его модернизации.
Достижение большего качества переработки и увеличение объема экспорта нефтепродуктов до уровня экспорта сырой нефти; энергоэффективные инновации и значительно более широкое использование существующих механизмов энергосбережения; ориентация на конкурентные преимущества в новой энергетике (альтернативные источники энергии); государственная энергетическая политика становится ориентированной на конкурентоспособность других отраслей и инвестиции в основной капитал в металлургии и химической промышленности, горнодобывающей промышленности, машиностроении и топливно-энергетическом комплексе.
Необходимо реально выполнять условия обеспечения энергосбережения, так как это даст мощный импульс развитию инновационной экономики. Поскольку повышение инновационной активности в энергетике является важным драйвером модернизации национальных экономик.
Факторы, влияющие на энергосбережение, включают производство энергоэффективного оборудования; НИОКР (инновационное воздействие технологий, включая возобновляемые источники энергии); энергоэффективные коммунальные услуги и энергоснабжение; энергосберегающие здания и экономически эффективный транспорт.
Инвестиции в энергоэффективность являются более прибыльными, чем инвестиции в новые генерирующие мощности. Кроме того, следует отметить те отрасли обрабатывающей промышленности, которые производят энергосберегающее оборудование и материалы и создают больше рабочих мест на единицу инвестиций, чем в среднем по экономике.
В других процедурах должны быть преодолены государственные препятствия для выявления факторов и условий энергоэффективности.
Большинство таких исследований выделяют в качестве основных барьеров, препятствующих повышению энергоэффективности, следующие факторы:
низкая конкуренция на внутреннем рынке),
ориентация на эффективность отдельных компонентов вместо общей энергоэффективности),
Реформа регулирования должна быть направлена на расширение потенциала государственных институтов в борьбе с коррупцией (прежде всего в распределении и контроле энергоресурсов), обеспечении справедливой конкуренции, развитии конкурентных рынков, создании благоприятного инвестиционного климата и стимулировании энергосбережения, защите прав инвесторов, координации деятельности государственного и частного секторов по решению этой проблемы.
Необходимо найти правильный баланс между генерирующими мощностями невозобновляемой и возобновляемой энергии (солнечной, ветровой и в будущем, возможно, волновой или приливной энергии), а также гибкими ресурсами и технологиями, необходимыми для баланса возобновляемой энергии.
Нынешние процессы планирования энергосистемы могут быть усовершенствованы с целью обеспечения более эргономичной и эффективной энергосистемы, включающей высокий процент использования возобновляемых источников энергии.
Транспарентность процессов планирования энергосистем и участие гражданского общества могут быть увеличены — с тем, чтобы повысить степень признания производства возобновляемых источников энергии и энергосистем.
Альтернативная энергетика в будущем может стать одним из сильнейших векторов развития государств
И Казахстану необходимо подготовиться к широкому внедрению возобновляемых источников в экономику, а также развивать и расширять сотрудничество с более опытными партнерами в этой сфере на мировой арене.