Ранее «вину» за катастрофу пытались возложить на аномальный ветер. Общественники подозревают, что так пытаются замаскировать истинные причины — хищения и коррупцию при строительстве плотины.
Одной из версий причин техногенной катастрофы на Сардобинском водохранилище стала версия «о рыбах-сомах», утверждает Озодлик. Дело в том, что следователи начали тщательно допрашивать всех причастных, откуда и какая рыба водилась в водохранилище.
16 мая генпрокуратура Узбекистана сообщала, что рассматриваются четыре основные версии чрезвычайного происшествия:
Однако теперь журналисты портала считают, что появилась и пятая версия… «рыбная». Якобы причиной разрушения стены плотины могла стать крупная хищная рыба. Для консультаций следователи даже привлекли специалистов.
Срочная эвакуация. В Узбекистане прорвало дамбу
О «странных вопросах» следствия сообщил родственник одного из вызванных на допрос.
– Следователи в основном задавали много вопросов о рыбе. После запуска в эксплуатацию Сардобинского водохранилища туда в целях разведения начали привозить различные виды рыбы. Дело в том, что после распространения в Сети видеозаписи, на которой
запечатлено, как в затопленных территориях Казахстана видны крупные особи сома,
на повестку дня вышел вопрос, каким образом в дошедших до соседней республики водах водохранилища взялось так много рыбин длиной 1,5-2 метра. Они могли появиться и естественным путем, однако в водохранилище не разрешается разводить так много крупной рыбы. Сейчас следователей СГБ интересует один вопрос –
могло ли разведение этих сомов стать причиной разрушения плотины
Для этого были приглашены специалисты, которые консультируют их в этом вопросе, – говорит собеседник.
Представитель дирекции Сардобинского водохранилища признал, что рыбу там действительно разводили. Однако категорически опроверг версию о причастности сомов к разрушению плотины. Кроме того, он добавил, что разводили не крупные виды — сазанов и карасей.
Между тем один из экспертов общества охотников и рыболовов Узбекистана заявил, что такое возможно.
– По своей природе крупные сомы весом до 500 кг ищут подводные расщелины, чтобы построить там «гнездо». Если под водой не бывают естественных пещер, сомы роют туннелеобразные ямы. И если сомы действительно сделали трещину в стене плотины Сардобинского водохранилища, в этом виноваты не они, а строители, которые при строительстве водохранилища не использовали цемент, – сказал он.
Справедливости ради надо сказать, что больше сторонников этой версии в обществе не нашлось. Зато один из ташкентских чиновников намекнул,
почему и для чего вообще могла появиться такая одиозная версия
– Если следствие признает, что вместо необходимой арматуры, бетона и камней при строительстве стен плотины использовались только песок и камни, на свет выплывет явная коррупция. А это не входит в планы вышестоящего руководства. Поэтому всю вину пытаются возложить на рыбу, сильный ветер или дожди, — сказал он.
Как зять президента Узбекистана стал влиятельной фигурой ММА в Центральной Азии
Также чиновник добавил, что Сардобинское водохранилище полностью искусственное, а его стены «возводились из саманной штукатурки».
— Сможет ли следствие придти к выводу, что причиной техногенной катастрофы стали недостатки в проектировании и строительстве водохранилища, будет зависеть от политической воли президента Мирзиёева. Сможет ли он найти на это смелость, станет известно после завершения следствия, – сказал он.
Между тем почти сразу после катастрофы Шавкат Мирзиёев пообещал, что «виновные в трагедии на Сардобинском водохранилище, независимо от того, кто они, будут привлечены к ответственности перед законом».
240 сотрудников Центрального аппарата Государственного налогового комитета Узбекистана с 23 по 25 мая продержали внутри здания, чтобы протестировать на наличие коронавирусной инфекции. По словам налоговиков, в течение двух дней они спали на стульях в душных кабинетах без кондиционеров.
Как утверждают сотрудники, паника поднялась после того, как у четырех из них был подтвержден COVID-19.
В Узбекистане учителя вынуждены нарушать карантин
По словам одного из сотрудников ГНК, в тот день 240 сотрудников комитета вызвали на работу, хотя это был выходной. Причину вызова не сообщили.
– Меня, как и всех остальных сотрудников, вызвали на работу обманным путем. Нас никто заранее не предупредил о тестировании. Когда мы пришли, нам сказали, что мы сдадим тест, а потом можем возвратиться домой. Мы сдали тест на коронавирус, но нас так никуда и не отпустили. Все остались внутри административного здания без каких-либо условий. В 8 часов вечера нам принесли плов, но еды на всех не хватило. На следующий день после обеда нам сообщили, что у четырех сотрудников обнаружили коронавирус. Все начали оглядываться друг на друга. Затем к нам отправили сотрудников СЭС. В результате на работе нам пришлось провести два дня. На третий день, то есть 25 мая, проблема наконец разрешилась. После этого
100 сотрудников поместили в специальную гостиницу, теперь в течение последующих 14 дней они будут ходить на работу оттуда
Еще 40 сотрудников были помещены на специальный карантин. Остальные 100 будут приходить на работу из дома, – рассказал налоговик.
Эти слова подтверждали и другие сотрудники комитета. Однако несколько позже они снова связались с редакцией и заявили, что «в здании ГНК работали кондиционеры, все сотрудники были обеспечены антисептическими средствами и никто из них не остался без еды».
Однако пресс-секретарь Елена Исмаева заявила, что среди сотрудников налогового комитета заболевших нет.
– Коронавирусная инфекция была выявлена у сотрудника Центра повышения квалификации при ГНК. Этот Центр находится не в здании Центрального аппарата, а совсем в другой части Ташкента. По этой причине все сотрудники Центрального аппарата ГНК прошли тестирование на COVID-19. Внутри здания прошли мероприятия по дезинфекции помещений. Мы приносим свои извинения сотрудникам, что этот процесс создал для них неудобства, – сказала Елена Исмаева.
Она отказалась комментировать информацию, что 100 сотрудников ГНК были помещены в дешевую гостиницу, а еще 40 взяты на карантин
По словам Исмаевой, ясность в эти вопросы будет внесена через 14 дней.
И это не первый случай, когда сотрудников госучреждений закрывают на карантин на рабочем месте. В марте на рабочем месте по той же причине остались заблокированными более 150 человек из городской администрации Ташкента.