Вынужденная изоляция оказалась проверкой на психологическую совместимость в семьях. Многие ее не выдержали — в дни карантина выросло бытовое насилие. Об этом говорят специалисты кризисных центров.
Кризисный центр ARASHA в Алматы — один из многих в Казахстане. В этом доме вместе со своими детьми живут женщины, пострадавшие от домашнего насилия. Этот и другие подобные заведения не просто дают крышу над головой. Благодаря общению с психологами, сотрудниками полиции, юристами и социологами женщины становятся сильнее. И меняют статус жертвы на статус человека, знающего свои права и способного себя защитить.
Многие из них без образования и воспитаны в патриархальных семьях. Кризисный центр ARASHA стал для них своего рода университетом. Вчерашние домохозяйки находят работу, в трудоустройстве им помогают и сотрудники полиции, и активисты. Есть и те, кто решил посвятить себя правозащитной деятельности.
Маргарита Ускембаева возглавляет ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» и является директором Arasha.
Жертвы насилия могут позвонить на телефон кризисного центра в любое время суток, и Маргарита обычно очень оперативно помогает им. Если звонят из других городов, она связывается с местными активистами и центрами.
— Сегодня мне позвонила Л. В., 69 лет. У нее есть 42-летняя дочь Н., она разведена уже 5 лет назад, но бывший муж А. по-прежнему ее избивает, имеет наркозависимость и только за прошлый год семь раз побывал в наркодиспансере.
Сейчас Н. находится в Алматы и проживает со свекровью в Айнабулаке -3. 13 апреля женщина вызвала полицию домой, так как не только невестка, но и она сама подверглись насилию со стороны сына. Ранее А. находился в селе Қоянқұс Илийского района (в доме Н., который ей помогли построить родители после развода с А.), а затем каким-то чудесным образом
проник в карантинный Алматы и избил бывшую жену. Полиция задержала его на три часа, а потом он вернулся
Мать Н. очень обеспокоена, что проведя время в полицейском участке, он рассвирепеет и опять изобьет дочь. Ранее зять уже угрожал ей топором и ножом. К слову, у бывших супругов есть двое сыновей 9 и 14 лет. В отношении старшего сына отец неоднократно проявлял агрессию и угрозы, вплоть до рукоприкладства.
Мы с Л. В. обменялись телефонами, я жду звонка от Н., чтобы дальше ей помочь. Записала все адреса, по которым может находиться агрессор, и телефон Н.
А вот еще одна история. Она произошла в Бурундае 13 апреля.
Бывший муж Р., разгромив весь дом 11 апреля, попал в полицейский участок. 24-летняя дочь Л., которая недавно перенесла операцию, пытаясь защитить мать, получила удары в грудь. Дом является собственностью Л. и ее матери, а сам Р. проживает в Алматы. Основная просьба Л. заключалась в том, чтобы получить защиту от Р. Я позвонила подруге Розе Абиловой в Илийский район, которая в свою очередь мобилизовала РОВД района.
Председатель ОО «Центр развития и социальной помощи населению «Мой дом» г. Темиртау Ирина Жданова является региональным менеджером проекта «Проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения среди молодежи».
— Многие семьи и молодые люди переживают нелегкие времена, их психика подвергается серьезному испытанию.
Эмоциональная нагрузка, которую невозможно переносить длительное время, ведет к повышенной внутренней напряженности, тревожности, депрессии и изоляции внутри семьи
Некоторых охватывает чувство одиночества, которое буквально гложет изнутри.
«Я выбираю жизнь!» — новая масштабная информационно-разъяснительная кампания, которую проводит ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» по заказу Министерства информации и общественного развития РК и при поддержке НАО «Центр поддержки гражданских инициатив».
В течение всего периода реализации проекта ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» проведет социологическое исследование, вебинары, круглые столы и другие мероприятия в 14 регионах страны и трех мегаполисах — Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.
По словам Ирины Ждановой, Карагандинская область относится к регионам риска, здесь зафиксировано наибольшее количество самоубийств среди молодежи.
— С 2004 года наша организация работает с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, выпускниками детдомов и женщинами, освободившимися из мест лишения свободы.
Шесть лет у нас работает кризисный центр, через который проходят женщины, подвергшиеся различного рода насилию. Также мы работаем с людьми, зависимыми от наркотиков и алкоголя. Мои сотрудники неоднократно видели страшные шрамы на руках у наших подопечных — следы попыток свести счеты с жизнью.
Причины разные — зависимость, следствие сексуальных домогательств в подростковом возрасте и пр. Так, некоторые
молодые женщины пытались покончить с собой после изнасилования их близкими родственниками
— В ходе информационно-разъяснительной кампании мы планируем охватить студентов колледжей, вузов, учащихся школ и детдома. Подобрали очень хороший состав специалистов.
С нами работают психолог-суицидолог Елена Тимершаихова, врач-вирусолог центра СПИД. Мы сотрудничаем с комитетом по делам молодежи, написали письма в областное управление образования. Информация будет в СМИ и социальных сетях. Кампания должна быть масштабная. Надо, чтобы о ней узнали все.