Другого выхода просто не остается, иначе проблемы в обществе будут только нарастать.
Прошедшие акции протеста заставили задуматься и власть, и общество, считают политологи. Общей целью должно стать мирное решение назревших проблем. А для этого и тем, и другим пора прислушаться друг к другу. Некие выводы уже сделаны и есть основания для оптимизма.
Политолог Максим Казначеев уверен: главный вывод должен быть в том, что уже пора обновлять социальную политику. Собственно, ясно это было давно, но момент упустили. Сейчас будет труднее.
— Эти реформы принесут эффект в средне- и долгосрочной перспективе.
А нужны были изменения еще года три-четыре назад, когда прошла вторая волна девальвации
Стало ясно, что прежняя экономическая модель высокие социальные ожидания населения уже не оправдывает, — сказал он.
За эти несколько лет социальная напряженность «перешла на новый уровень» и выплеснулась на улицы. Сейчас нужно срочно искать решения с учетом новых реалий.
https://365info.kz/2018/06/protestnyj-potentsial-molodezhi-issledovanie
— Социально-экономическое реформирование вообще должно работать на упреждение, профилактически. И медлить тут опасно в первую очередь для внутренней политической стабильности, — сказал Казначеев.
Сейчас, пока не появятся плоды реформ (если вообще появятся), нужно как-то этот период «перетерпеть». То есть найти конструктивную повестку, сгладить острые углы, наладить диалог с населением.
Создание комитета общественного согласия может стать первым шагом, но нужно идти дальше
Особенно это актуально с учетом грядущей парламентской выборной кампании.
Сейчас проблема в том, что
у протестных страт нет ни ярко выраженных лидеров, ни тезисов. Люди выходят каждый со своими нуждами,
и часто они не совпадают. А при последних акциях вообще непонятно, что конкретно хотели участники. Отменить результаты выборов уже невозможно, а какая-то другая конструктивная позиция у протестующих отсутствовала.
Казначеев считает, что снизить градус в обществе можно.
— Например, «расфокусировать» диалог с протестными стратами, то есть
с каждыми группами обсуждать конкретно их повестку
Понятно, что у многодетных матерей она одна, у либерально настроенной оппозиции другая, и так далее, — сказал он.
Особо политолог отметил, что в этом направлении работать нужно не центру, а местным властям. Просто выходить к людям и разговаривать уже более-менее предметно, искать компромиссы. Очевидно, и воплощать эти компромиссы в жизнь.
Многодетные мамы рассказывают министру Абылкасымовой о своих миллионах
— Хотя властям сейчас будет очень сложно определить субъект, с которым нужно разговаривать. Возможно, что как такового цельного субъекта политического диалога и не существует. Нужно быть готовым к тому, что у разных протестных страт разное представление о том, что они хотят, — добавил Казначеев.
Тем не менее говорить нужно, и если потребуется – с каждым о своем. Это позволит постепенно «снижать количественные показатели протестности». Проще говоря, если даже какие-то акции будут повторяться, число участников уменьшится.
Если протесты координируются так называемыми контр-элитными группами, их оставшимся участникам диалог предлагать уже бесполезно
— Основной ресурс по купированию уже в руках только спецслужб и силовых структур. Индикатором может стать возможный переход протестов в постоянный формат по украинскому сценарию. Условно говоря,
если где-то будет разбит палаточный лагерь протестующих, значит работает украинский сценарий
А если до этого не дойдет, можно обойтись более-менее мягким диалогом, — сказал политолог.
Прогнозировать дальнейшее развитие событий Казначеев не взялся, поскольку инаугурация прошла лишь недавно. Нужно какое-то время подождать, чтобы понять, с чем конкретно пришлось иметь дело.
— Если протесты будут продолжаться еще хотя бы полтора месяца, значит они подпитываются либо внешними, либо внутренними игроками
И своей целью имеют уже даже не столько прошедшие президентские выборы, сколько давление на будущую парламентскую кампанию. То есть попытки включить туда своих людей и так далее, — сказал эксперт.
Сейчас принято считать, что организуются подобные акции из-за рубежа. Но Казначеев уверен, что и внутри страны есть несколько серьезных игроков, «которые хотели бы видеть себя на месте Токаева». И нельзя исключать, что в данном случае руку приложил и кто-нибудь из них.
Цель Аблязова – расшатать Казахстан и прийти к власти — иноСМИ
— Их фамилии власти прекрасно известны. Как новый президент будет дальше работать с ними, это очень важный вопрос, — сказал Казначеев.
Будущие парламентские выборы эксперт упомянул не зря. Казначеев напомнил, что изменится процедура назначения министров социально-экономического блока.
— Они будут приходить на заседания парламента со своими отраслевыми программами. А депутаты уже могут их утвердить в должности или отказать. После выборов следующего состава парламента министрам блока добавят полномочий по расходованию средств, но одновременно и ответственность перед парламентом за свои отраслевые программы, — сказал Казначеев.
Политолог считает, что
за министерские кресла и дополнительные финансовые потоки борьба развернется еще серьезней, чем раньше, а мажилис станет эпицентром событий
Примерно также будет и с маслихатами.
— Сейчас вопрос, будет ли переведена протестность в постоянную плоскость. Ресурсов у этих контргрупп вполне хватит, а вот окажется ли достаточно политической воли, чтобы пытаться «дожать»? — сказал Казначеев.
Политолог Марат Шибутов, наоборот, считает, что именно минувшие акции были стихийными. Да, есть и «подпитываемый протест». Причем не совсем понятно, какие политические силы в каком случае за ним стоят, но не в этот раз.
При этом некоторое число участников изначально были настроены на насилие (собственно, доля таковых присутствует практически всегда).
— Сейчас людям нужно рассказать, что наверху поняли ситуацию. Поняли, что есть недовольные, что в обществе есть протест. А Косанов – это как раз выражение недовольства системой в принципе. И поэтому реформы будут.
Необходимость в политических протестах для основной части населения отпала,
— считает Шибутов.
Если кто-то будет выходить на митинги и дальше, это уже фактически окажется работой на вполне конкретные силы, прежде всего на Аблязова. К таким будут уже приниматься совсем другие меры.
Шариат не приветствует митинги, недовольство можно выражать иначе — теолог
Властям тоже стоит сделать некие выводы, кроме необходимости реформ в социально-экономическом блоке. Например, заняться образованием силовиков.
— К правоохранителям есть нарекания. Задерживали обычных прохожих – это нехорошо. Задерживали журналистов, пусть даже и без жилетов, но с удостоверениями – это тоже плохо, — сказал Шибутов.
Кроме того,
политолог предложил немедленно публиковать списки задержанных на сайте ДВД, чтобы родственники знали, где они
Особенно когда людей вывозили в другие города, как в Нур-Султане. А судам относиться к согражданам более гуманно.
— Конечно, есть люди, которые заслуживают суток 15, но большинству хватит и предупреждения. Все вообще забыли, что бывают и предупреждения? — задался эксперт вопросом.
В целом следует соблюдать все процедуры (например, допускать к задержанным адвокатов) и быть более публичными.
— Силовики должны стоять на страже закона. Тут
важно показать, чем отличается государство от погромщиков
Тем, что соблюдает закон. И это нужно показывать изо всех сил, — резюмировал Шибутов.