На примере двух многодетных матерей, воспитывающих 7 и 12 детей, расскажем, на какие пособия на самом деле жили, живут и будут жить такие семьи.
15 января министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова заявила корреспонденту Total.kz, что если посчитать за все годы, в Казахстане матери получают несколько миллионов тенге.
Министр также рассказала, что пособие выдается многодетным матерям, которые имеют подвески «Күміс алқа», «Алтын алқа», ежемесячно на протяжении всей жизни. На 1 января 2019 года его размер составил 16 160 тенге, в 2018 году — 15 392 тенге.
«В других странах такого практически нет. Есть материнский капитал в России. У нас, если за все годы посчитать, выходит несколько миллионов», —
уверена Мадина Абылкасымова.
Слова министра мгновенно разлетелись на цитаты.
В марте 2018 года и наш портал поднимал проблему начисления спецпособий по многодетности. Дело в том, что вот уже год, как государство не делает выплат всем многодетным семьям без исключения. Это не касается матерей-героинь, воспитывающих 6 и более детей.
А вот
семьи, в которых по 4-5 детей, теперь вынуждены доказать, что вправе рассчитывать на пособие
Их ежемесячный доход на 1 члена семьи должен не превышать половины прожиточного минимума. То есть семья из 6 человек (2 родителя и 4 детей) для получения пособия в размере 10504 тенге в месяц должна умудриться существовать на сумму ниже 89 тысяч тенге. Соответственно, если детей пятеро, уровень определяемой для спецпособия нищеты равен 104 тысячам тенге.
Эти изменения связаны с внедрением в стране адресной социальной помощи, у которой есть своя цель. Вице-министр труда и соцзащиты Светлана Жакупова эту самую цель описала так: «Укрепить экономическую самостоятельность и личную мотивацию граждан для выхода из трудной жизненной ситуации».
Что касается методов расчета, которыми руководствовалась госпожа министр, назвав матерей «миллионерами», они весьма сомнительны.
Во-первых, максимальная сумма спецпособия по многодетности в размере 16 160 тенге сложилась только в 2019 году. Год назад она была ниже на уровень официальной инфляции. По итогам 2019-го семьи с 6 и более детьми получат от государства по 193 тысячи 920 тенге. За 18 лет — 3 млн 490 тысячи тенге. Несметные богатства.
Мы нашли двух «миллионерш», которые поделились с нами, какую помощь и льготы получают от чиновников.
Гульшара Даулетова — мать 12 детей, обладательница подвески «Алтын алка». Недавно вышла на пенсию. Младшему ребенку 11 лет. На наш вопрос, каково ее состояние, ответила:
«Да если бы у меня были миллионы, я бы дома сидела! Я последние 17 лет работаю на стройке, езжу на работу из Алматинской области в Алматы».
Женщина показала выписку из ЦОН. 5 января 2019 года после индексации пособия по многодетности ей начислили 13 280 тенге. На всех!
— Больше помощи нет. У меня трое школьников, остальные большие уже, рассказала Гульшара Даулетова. — Подвеска «Алтын алка» ничего не дает. Коммунальных льгот никаких. Жилья нет, живем на съемной квартире. Никакие санатории не предлагали ни разу. Вспоминаю, когда получила впервые статус матери-героини, выплата в месяц была 1200 тенге. Потом выросла до 4500. Это уже с «Алтын алка» пособие стало 16 100 тенге. И что странно,
как только я вышла на пенсию, пособие стали считать на пятерых детей, хотя у нас оно пожизненное. Семерых моих ребят вообще забыли
Спросила, в чем же дело. Сказали, что не имеет значения, 15 или 20 у меня детей, все равно такая сумма будет. Даже стыдно показать этот свой «Алтын алка»…
У Гульбахар Хаматовой 7 детей, она тоже получает 16 тысяч тенге в месяц на всех. И больше ничего. Она тоже была бы рада миллионам, о которых сказала министр.
За комментариями по поводу заботы государства о социально уязвимых гражданах мы обратились к главе Добровольного общества милосердия Аружан Саин. Уж ей точно приходится сталкиваться в работе с разными жизненными ситуациями.
— Мы работаем с разными категориями населения, но в основном это социально уязвимые, — говорит Саин. — У которых в силу разных причин нет возможностей самостоятельно справиться с бедой. Это происходит, когда ребенок болен, требуется лечение, когда он с ограниченным возможностями. Тогда на семье лежит очень большая финансовая нагрузка. А когда еще и много детей, тяжелее в разы. И еще труднее, когда с детьми остается только мама — и такое бывает. Мы понимаем, что в наших условиях социальное обеспечение уязвимых групп людей недостаточное. Тот пресловутый МРП, на который чиновники ориентируются при назначении выплат… Не знаю, кто их рассчитывает и чем руководствуется, но действительно у людей недостаточно денег, чтобы поднимать своих детей и справляться с проблемами.
По словам главы Дома милосердия, есть и другая сложность.
— В нормативных правовых актах прописаны все социальные услуги государства, на которые люди имеют право. Это и деньги, и те же инвалидные коляски, лекарства и прочее. Люди иногда не получают эту социальную помощь, потому что такой уровень исполнительной власти на местах. А ведь в законодательстве все прописано правильно. Допустим, у мамы много детей или у нее два ребенка с ограниченными возможностями, а она одна, юридически неграмотна, прав своих не знает, в одном месте не может найти список тех соцуслуг, который семье положен по закону.
И вот она не знает, а чиновники на местах не горят желанием ей помочь
Акиматы должны заниматься населением, которое проживает в их районах. Вот почему помощь — а это даже не помощь, а госуслуги и соцподдержка от государства — может не доходить до адресатов.
— Чем руководствуется министр соцзащиты, заявляющая на всю страну, что многодетные семьи чуть ли не миллионеры, когда делает такие заявления?
— Не видела полного текста ее выступления. Не хочу высказываться резко, потому что не знаю, из какого контекста была взята фраза министра. Меня на том мероприятии, где она это говорила, не было. Часто бывает так, что чиновники что-то объясняют, из речи выделяется одно предложение и получается совсем другой смысл.
Скажу одно: пособие по многодетности маленькое и его недостаточно. Это правда. Это не те суммы, которыми можно гордиться