История ВОВ превратилась в разменную монету современной политики. Принижать победу стало выгодно. Как с этим бороться в условиях непрекращающихся атак на историю?
Приближаются сразу несколько дат, связанных с тем периодом нашей истории:
Можно ожидать очередного наплыва псевдоисторических вбросов, поскольку история — это уже инструмент влияния.
Этой теме был посвящен международный видеомост Москва – Минск – Алматы: «Народы бывшего Советского Союза: вместе в Великой войне и Великой Победе».
Владимир Гигин, декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета рассказал о проекте «Партизаны Белоруссии». Его запустила крупнейшая газета республики «Беларусь сегодня» в сотрудничестве с рядом профессиональных историков. В планах
оцифровать все партизанские карточки, по которым можно будет найти историю каждого партизана
В какой бригаде или отряде он воевал, в каких операциях участвовал.
— Тут партизанили не только советские люди. Например, были и словаки. Гитлеровцы направили их на Восточный фронт около 45 тыс., но около 27 тыс. из них ушли в Красную Армию или партизанские соединения, — сказал он.
Депутат возмутился учебником истории Казахстана
Такие проекты, считает Гигин, нужно всячески поддерживать и развивать, потому что «историю ВОВ начали пытаться переписать, еще когда она не закончилась». В дальнейшем эти потуги только усиливались. В пример он привел книги Виктора Резуна, в которых в числе прочего поддерживаются даже утверждения Риббентропа родом из 1941. Кстати, в конце 40-х годов прошлого века их же пропагандировали в книгах, выходящих в США и Великобритании.
— Сейчас мы должны говорить больше о правде. Много говорили в Советском Союзе, но тогда было больше живых ветеранов. Кто бы тогда осмелился бросить им в лицо те обвинения, которыми сейчас разбрасывается?
Сейчас ветераны уходят, и как сохранить и донести до следующих поколений правду,
как сохранить этот эмоциональный накал? — сказал он.
Многие считают, что нужно больше «персонализировать» историю, рассказывать молодым о конкретных героях и подвигах. Во время освобождения Белоруссии звания Героя Советского Союза были удостоены более 1 600 человек, многие посмертно. Только за форсирование Днепра более сотни Героев.
Должны ли были казахи сражаться в Великую Отечественную? — Султанов
Кстати, в их числе были и бойцы из Казахстана. Например, Герои Советского Союза Койгельды Аухадиев и Акан Курманов.
более 80 казахстанцев стали героями Советского Союза только за освобождение Белоруссии
Андрей Соловьянов, ученый секретарь Института истории НАН Беларуси предлагает привлекать к работе молодежь, любителей истории.
— Форм сохранения памяти много. Методика потихоньку наращивается, появляются новые формы и способы. Это не только стандартные книги, сборники, монографии и конференции, — сказал он.
Соловьянов рассказал, как армянская диаспора заинтересовалась армянами солдатами, подпольщиками и партизанами. Они начали работать в национальном архиве, объездили около полусотни военных кладбищ, изучали списки и архивы. В результате была составлена целая картотека.
— И эта работа должна приветствоваться. Наши различные общественные объединения тоже начали подобную, — сказал Соловьянов.
Он рассказал, что совместно с РАН решено провести молодежный конкурс: «Сожженные деревни: Хатынь и ее сестры». Конкурс продолжается, победители будут участвовать в молодежной исторической школе, посвященной Великой Отечественной.
Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Левченков напомнил, что свою специфику вносит интернет. Как говорится, мы живем в век информационных технологий.
— С одной стороны, это огромные возможности для обучения молодежи. Доступ к тому, о чем раньше не могли и мечтать — например, к сканам подлинников архивных материалов.
Но одновременно тут же кроется угроза, поскольку интернет «большая помойка»,
— заявил он.
Однако с его главенством нужно считаться и активно использовать. Сейчас в Сеть выкладывается масса архивных материалов, но теоретической «возможности доступа для молодежи» мало. Левченков полагает, что нужно активно рекомендовать этот доступ уже в учебном процессе. Начиная со школьной скамьи.
Казахстанцы предпочитают развлекательные соцсети — исследование
Старший научный сотрудник Центра истории войн и геополитики института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик обрисовал существующие проблемы. Главная из которых нехватка финансирования.
— Институт всеобщей истории ежегодно проводит летние школы для молодых историков из стран СНГ. Но в силу скромного бюджета носит весьма ограниченный характер, — заявил он.
И привел еще один пример. Почти десять лет шла работа над трехтомником «Страна в огне». Он начинался как российско-белорусско-украинский, но закончился в двустороннем формате. И наконец был издан.
— Может быть ошибаюсь, но это единственный проект историков Союзного государства (России и Беларуси – прим.).
Тираж триста экземпляров – выводы делайте сами,
— сказал Суржик.
Он перечислил и основные направления для работы.
А вот академик Российской академии социальных наук Александр Чачия утверждает, что для молодых все это неактуально.
— Из сотни молодых людей в архив захочет заглянуть 2-3 человека. Основная же масса смотрит антисоветские фильмы по ТВ. А до этого еще в школе заставляют Солженицына читать. Мы можем сколько угодно делать публикаций в специализированных журналах, но формировать будет не это, — считает Чачия.
Чтобы бороться с подобными атаками, нужно самим усилить пропагандистскую деятельность
И в первую очередь этим должно заняться государство. Правда, сейчас все больше происходит с точностью до наоборот.
— В последние годы и даже десятилетия мы сталкиваемся с совершенно наглыми, бесцеремонными и мерзкими попытками фальсифицировать историю. При этом призывают «искать правду», но в ее якобы поисках они обнаруживают одну только грязь, мерзость и кровь.
Такие попытки мы, к сожалению, наблюдаем и на официальном уровне, на государственных каналах,
— сказал он.
Тем не менее ученый проявил неожиданный оптимизм.
— Я поражаюсь патриотическим взглядам молодежи. Даже удивительно, что в условиях жесткой пропаганды, когда во многих наших странах ведущей идеологией стал антисоветизм, у молодых все равно сформировалось патриотическое отношение к Великой Отечественной войне. У Афанасия Фета есть такое выражение – «память сердца». И оно на генетическом уровне подсказывает молодежи правду и отталкивает ложь, которую ей навязывают, — сказал Чачия.