Искажение фактов о Великой отечественной войне в учебниках истории Казахстана потребовал объяснить депутат Жамбыл Ахметбеков в своем обращении к министру образования Сагадиеву.
25 мая депутат Парламента Жамбыл Ахметбеков обратился с депутатским запросом к министру образования и науки РК Сагадиеву, — сообщает сайт Парламента РК.
В запросе в частности говорится: «В настоящее время в общеобразовательных школах при изучении истории Великой Отечественной войны отмечается попытка переписывания истории, подмены исторических фактов <…>. В чем здесь причина и какая ставится цель в данном случае? Обвинять в этом учительские кадры недопустимо, причина кроется в другом.
Типовая учебная программа по предмету «Всемирная история» для 6-9 классов уровня основного среднего образования, утвержденная приказом министра образования и науки, выделяет на изучение такой темы как «Вторая мировая война» 1 час, ровно столько же, сколько времени выделено по отдельности таким темам как «Афганистан и Иран» (1 час), «Арабские страны Азии и Африки (1 час) и так далее. В данной программе по теме «Вторая мировая война»
роль Советского Союза и Красной Армии отражена буквально в трёх словах – «Нападение Германии на СССР»,
что поставлено на один уровень с обозначением другого факта – «Военные действия на Балканах, Северной Африке».
Одновременно в разделах программы не отражена ни одна битва на советско-германском фронте (ни Московская, ни Сталинградская, ни Курская), но зато поочередно выделяется целая череда других военных событий – «Странная война», «Пёрл-Харбор и вступление в войну США», «Открытие второго фронта в Европе», — возмущается мажилисмен. —
И как здесь должен учитель на уроке истории суметь выделить,
кто сыграл главную, решающую роль в разгроме фашизма – советский солдат (освободивший от ненавистного врага не только свою землю, но и всю Европу) или англо-французские войска,
в так называемой «Странной войне» в начале Второй мировой войны и Северной Африке в год коренного перелома или американский десант в Италии и Франции на завершающей стадии Второй мировой войны?!»
Помимо этого депутат обнаружил, что и самого термина, определяющего войну советского народа с фашизмом, не существует!
«Что и говорить, если в программе даже не упоминается основополагающее понятие «Великая Отечественная война», такой темы просто нет, что вызывает недоумение и непонимание всех учителей истории. Типовая учебная программа по предмету «Всемирная история» для 10-11 классов (общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования) на изучение темы «Вторая мировая война» выделяет соответственно по профилю 4 часа и 2 часа».
Также, по мнению депутата, в школьной программе по истории присутствует явная антикоммунистическая пропаганда. «… По мысли авторов учебника, деятельность коммунистов связана только с утверждением тоталитаризма, проведением политики репрессий и депортации, а вот
о роли подвига коммунистов и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны не сказано ни слова
Такая антикоммунистическая ангажированность не должна присутствовать в учебниках истории, и тем более, что это не соответствует историческим реалиям», — пишет в запросе Жамбыл Ахметбеков.
Кроме этого, автор запроса видит тенденциозность и в освещении момента начала Второй мировой войны. «В учебниках для 10 классов (как общественно-гуманитарного, так и естественно-математического направления) началом Второй мировой войны считается не только агрессия фашистской Германии против Польши 1 сентября 1939 года, но и одновременно (цитируем) «так называемый освободительный поход или военный захват восточных территорий Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии», — продолжает депутат. — Оценивать присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР (благодаря чему Украина и Белоруссия имеет государственный статус и современную территорию) как «военный захват» представляется не историчным».
По мнению Жамбыла Ахметбекова,
такие выводы допустимы в дискуссионных материалах на страницах газет и журналов, но только не в учебных пособиях, утверждённых МОН РК
«В данном случае необходимо избегать ярко выраженных политических оценок. Наиболее циничным моментом этой тотальной фальсификации является то, что она развернулась при еще живых ветеранах Великой Отечественной, внуки и правнуки которых вынуждены поглощать такую «учебную продукцию», — пишет в депутатском запросе Жамбыл Ахметбеков.
(Иллюстрации взяты из книги «Братский боевой союз народов СССР в Великой Отечественной войне»)