Каждая весна для казахов — символ обновления, начало нового времени. Весеннее равноденствие называлось праздником ҰЛЫС. Древний праздник Ұлы Іс (великое начало, дело, день, который дает задел на весь год) со временем стал называться Ұлыс. Пока в казахские степи не пришло слово Наурыз.
Слова великого Абая о том, что этот день казахи называют «Ұлыстың ұлы күні» (день великого начала) дошли до сегодняшних дней.
Исследовавший историю казахов Шакарим Кудайбердиулы писал: «С древних времен казахи начало нового года называют Ұлыс …это доказывает древняя пословица, которая гласит:
Ұлыс күні қазан толса, ол жылы ақ мол болар,
Ұлы кісіден бата алса, сонда олжалы болар.
…
В день великого начала, если будет полон казан, год будет счастливым.
Кто получит благословение у великого человека, тот будет счастливым».
Когда же зародился у казахов праздник Нового года? История его берет свое начало глубоко в веках. Греческий историк Геродот, родившийся около 484 года до н. э., написал о казане, который был сделан в стране саков. Именно от саков ведут свое начало все тюркские народы, в том числе и казахи.
Царь Ариант решил узнать численность граждан своего государства и велел, чтобы каждый сак принес по наконечнику стрелы. Не исполнившего приказ ожидала смертная казнь. Собранные наконечники образовали большую гору. После того как счетоводы их посчитали, стало понятно, сколько граждан проживает в стране.
Тогда царь Ариант приказал отлить из этих наконечников большой казан. Мастера взялись за дело и через короткий срок был изготовлен огромный казан с толщиной стенок в шесть пальцев. Во время праздников царь саков Ариант угощал из него народ. Огромный казан, что стоит в мавзолее Ахмеда Ясави в городе Туркестан, тоже предназначался для угощения народа в дни больших праздников. Такое действие — логичное продолжение древних сакских традиций.
Гостеприимство по-казахски — традиция Қонақ күту
Весеннее равноденствие, время освобождения от оков зимы казахи называют ҰЛЫС — великим началом новой жизни. Весна всегда была символом рождения новой жизни и не только материального, но и духовного начала.
Великий казахский просветитель Ахмет Байтұрсынұлы писал о празднике следующее: «Наш Новый год …действительно достоин называться Новым годом. Это время, когда снег тает, дни теплеют, вся живность радуется, чувствуя, что лето близко. Руки людей труда развязываются от тяжелого зимнего труда. Это время, когда травы, встрепенувшись и расцветая, встают из под земли, деревья готовятся помолодеть, солнце перестает ходить стороной, и поднимаясь, высоко дарит равенство всем, щедро одаривая лучами весь белый свет».
Поэт Миржакип Дулатулы в статье «Қош келдің, Наурыз!» (Добро пожаловать, Наурыз!) написал так: «Может ли у казаха быть жизнь без живности? Чтобы уберечь его в зимний мороз и лютый буран, казах, совершая неимоверные усилия, трудится постоянно, находясь рядом с животными, и радуется уходу зимы. Радуется новому году – началу нового года Наурызу. Так почему бы ему не праздновать Наурыз?».
Мухтар Ауэзов в статье «Сыршылдық салт өлеңдері» (Традиционные сокровенные стихи) о празднике пишет: «Особенно он был почитаем кочевыми народами и считался самым великим праздником».
Наряду с «Ұлыс» казахи называют этот праздник «Наурыз». Их предки всегда были толерантны к другим культурам. И в том, что в казахском языке появилось слово Наурыз, нет ничего удивительного.
Так появилось поздравление «Ұлыстың ұлы күні Наурыз құтты болсын!»
Слово «наруыз», как считают ученые, на староперсидском языке означает «новый день». О нем упоминается в книге «Шах-Наме» («Книга царей»), где говорится об истории, начиная от первого человека и множества царей, в том числе и Туре – царе Турана. Так в древности называлась страна тюрков, что подтверждает взаимосвязь двух древних культур.
В эпосе о царе по имени Джамшид, который царствовал 1 000 лет, говорится: «Со всего мира сошлись люди, чтобы любоваться блистательным царским троном Джамшида. Все славословили его счастливую звезду, осыпали шаха драгоценностями. День тот праздником объявили и название ему положили Новруз, то есть Новый день.
Призыв, ведущий к победе — традиция Ұрандату
И потекла с того дня жизнь беспечальная. Три века люди не знали забот …словом, настала золотая пора, время доброе и счастливое. Люди не ведали горя и болезней, на земле не умирал никто, жили все в согласии и покое». Такое мифическое повествование подтверждает, что праздник этот не был религиозным.
Праздник ҰЛЫС КҮНІ был зарожден в далекой древности, и это подтверждает великий поэт Магжан Жумабайулы. В 1927 году он написал: «Казахский Новый год чист от религиозного влияния. В этот день не совершаются никакие религиозные обряды. Люди поздравляют друг друга: «Ты стал богаче еще на один год – пусть он для тебя будет благодатным».
Действительно в этот день люди радуются, поют песни и танцуют. Мұхтар Ауэзов приводит слова песни великого праздника:
Есік алды қара су бойлағаным,
Жалғанның қызығына тоймағаным.
Көмілсем де кетер ме көкейімнен,
Қалқаммен Ұлыс күні ойнағаным.
…
Перед домом глубокая река,
Я не нарадуюсь этой жизни никогда.
Даже на том свете не забуду я,
Как в Ұлыс күні рядом была любимая.
К этому дню казахи готовились заранее. Старики брили усы, бороды, стригли волосы, надевали новые одежды и шли поздравлять родичей и соседей. В Ұлыс Күні люди желают другим столько хорошего, сколько желают и себе. При объятиях произносят пожелания:
Амансыз ба, Ұлыс оң болсын!
Ақ мол болсын, қайда барса жол болсын!
Ұлыс бақты болсын,
Төрт түлігі ақты болсын!
Ұлыс береке берсін,
Бәле-жала жерге енсін!
…
Здравствуйте, пусть Ұлыс будет желанным!
Да будет все в достатке, а пути счастливыми!
Ұлыс пусть принесет счастье
И обойдут нас ненастья!
Ұлыс пусть нам мир принесет,
А все плохое под землю уйдет!
За шесть дней до праздника казахи готовили свои луки и стрелы, тренировались. Участвовать в состязаниях по стрельбе из лука имели право все от мала до велика. На седьмой день самый меткий стрелок, который смог попасть стрелой в золотой ямб, на один день становился владыкой страны. И ему повиновались все.
Главным блюдом праздника является Наурыз көже. О нем Магжан Жумабайулы пишет: «В көже обязательно кладут мясо из зимнего согыма (запас мяса). Добавляется много молока. Көже преподносят и принимают со словами благих пожеланий. Это символизирует встречу с весной. В көже кладут семь явств и голову барана, что означает прощание с зимой».
Вот стихи поэта Оразакын Аскара «Бұл көжеде бәрі бар» (в этом блюде есть все):
Ашық болсын қос қабақ,
Таспен атқанды аспен ат.
Бейтаныс та, таныс та,
Бүгін төрде бас қонақ.
Арпа, бидай, тары бар,
Қатық, малта – ағы бар.
Ішілетін, жейтіннің
Бұл көжеде бәрі бар.
…
Пусть открытым будет взгляд,
Зла желающий тебе, будет угощением сражен.
Незнакомец или знакомый,
Сегодня он в доме почетный гость.
Просо, пшеница и ячмень,
Катык, малта – все в нем есть.
Все что пожелаете
Найдете в этом коже, садитесь есть.
(смысловой перевод автора – прим. ред.)
Желание гостя — закон! Традиция Қалау
Конечно, казахи не ограничивались добрыми пожеланиями и обильным дастарханом. Чтобы новый год был хорошим, на почетное место ставили два светильника «Жалғыз шала сәуле болмас» (Один светильник не будет светлым лучем). До праздника убирали в доме. Верили, если в доме будет чисто, все болезни и потусторонние злые духи обойдут их очаг. Чтобы в новом году было много молочного и год был урожайным, всю посуду наполняли молоком, айраном, шубатом, кумысом, шалапом и родниковой водой. Перед новогодней ночью девушки готовили подарок своим возлюбленным — особое блюдо «ұйқыашар» (отвлечение ото сна).
Джигиты тоже дарили девушкам подарки «селт еткізер» (заставляющие обратить внимание) и «дір еткізер» (заставляющие трепетать)
Такими считались кольца, серьги, зеркала и расчески. Так молодые демонстрировали свои чувства.
Праздник Ұлыс Күні или Наурыз был праздником не только радости и веселья. Он считается днем обновления и откровения, руководители и знатные аксакалы в этот день старались решать важные дела. Они мирили поссорившихся, пригласив их на праздничный дастархан. Сирот женили всем миром и обеспечивали их отдельным отау (юртой). Больных и инвалидов поручали близким, оказывая при этом посильную помощь. Сошедших с правильного пути обсуждали всем миром и помогали исправиться.
В годы Советской власти праздник запретили, так как он был признан религиозным. С 2001 года указом президента Республики Казахстан Наурыз стал государственным праздником.