Традиция Ұрандату одна из самых древних. Она означает призыв, клич, лозунг, мотивирующие к победе над врагом или защите своего сородича, попавшего в беду.
В истории предков казахов называли саками, скифами, гуннами и древними тюрками. О них писали многие ученые. Немецкий экономист и социолог Альфред Вебер, разработавший концепцию, по которой ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой, писал:
«…имея лошадей, эти кочевые народы познали даль мира. Опасные предприятия и катастрофы помогли им понять хрупкость бытия; в качестве господствующей расы они привнесли в мир героическое и трагическое сознание, которое нашло отражение в эпосе».
История человечества, в том числе и кочевников, не могла состояться без походов и сражений. И здесь не обходилось без воодушевляющих призывов. Отсюда можно сделать вывод, что казахская традиция Ұрандату одна из самых древних.
Появление объединяющего ұран было жизненной необходимостью. Этнограф Машхур Жусип Копейулы в своих трудах описывал времена хана Алаш. Тогда предки казахов образовали государство и записали свод законов, где было сказано:
«Отныне наш лозунг Алаш, и на врага скачите с ураном «Алаш! Алаш!»
Каждый род имел свой ұран. Ш. Тохтабаева в книге «Этикет казахов» приводит слова ученого Д. К. Кшибекова, исследовавшего истоки ментальности казахов:
«Стоило терпящему беду или обиду прокричать ұран своего рода, тут же сородичи вступали в схватку, защищая его, независимо от того, знают или нет они этого человека».
У казахов сохранились пословицы: «Жалғыздың үні шықпас, жаяудың шаңы шықпас» (От одинокого звук не послышится, от пешего пыль не поднимется); «Өз өлтірмес, жат жарылқамас» (Свой не убьет, чужой не защитит) и др.
Традиция Ұрандату играла в обществе объединяющую роль, обязательно присутствовала во время военных сражений и была своеобразным призывом к победе.
Польский революционер Адольф Янушкевич, много лет проживший среди казахов, пишет:
«Имя хана Абылая у казахов в большой чести: во время нападения на врагов оно служит военным кличем, будучи заодно и воззванием к хану о помощи».
Во время сражений в качестве ұран были имена ханов, легендарных предков и всенародно признанных батыров.
Писатель Ильяс Есенберлин в историческом романе «Хан Кене» не раз описывал, как казахские батыры и сарбазы шли в бой с громким ұраном на устах. Приводим вашему вниманию один из эпизодов романа:
«Кенесары, в момент, когда должен был решиться исход боя, спросил:
– Кто из вас ворвется со ста джигитами в крепость?
Гарцуя на своем аргамаке, Басыгара подался вперед.
– Желаю успеха! – сказал Кенесары, а другим батырам приказал залпом стрелять с разных сторон, чтобы отвлечь врагов.
Батыр Басыгара, получив благословение Кенесары, выбрал из своей тысячи сто сарбазов и помчался на крепость. Его конь Кертобель летел словно птица, касаясь крыльями травы. Сотня сарбазов неслась за батыром как вихрь.
Солдаты не ожидали, что Басыгара будет действовать так быстро и не успели зарядить ружья, когда Басыгара стремительно ворвался в крепость. Он проскакал через навьюченные мешки, стоявшие у ворот, и с размаху ударил нескольких солдат своей кованой палицей.
Один солдат вскочил и выстрелил в грудь Басыгара. Батыр был без кольчуги, он только успел сказать «Прощайте, родные!» и упал навзничь. Увидев, что их предводитель погиб, сотня повернула назад. Пули, пущенные им в спины, сразили около десятка всадников…
Когда Кенесары увидел коня Кертобель без хозяина, он в ярости крикнул:
– Не оставляйте Басыгара в руках врага!
И решил сам двинуться в сражение. В это время показался Толебай батыр на своем знаменитом с прямыми, как камыши, ушами коне Ортеке. Рядом с Кенесары не было других батыров; Наурызбай, Агыбай и Бухарбай были на других позициях.
Увидев в двухстах метрах от себя, как в одиночестве мчится Толебай, Кенесары ринулся вперед. Он привстал на своем Кокбурыле и с криком «Абылай!» понесся в сторону крепости. Увидев, как Кенесары скачет наперекор смерти, никто не смог удержаться на своем месте.
– Абылай!
– Агыбай!
– Атыгай!
– Кабанбай! – заполнили крики все пространство между небом и землей.
И земля, не выдержав такого накала, затряслась. Уставшее от беспрерывного сражения солнце спешило спрятаться за горизонт.
Натиску войска Кенесары солдаты уже не могли противостоять. Они отступали и вынуждены были отстреливаться, прячась за домами. В конце концов многочисленные палицы и копья взяли верх в этом сражении. И крепость пала».
У знаменитого казахского борца, чемпиона мира Хаджимукана был свой ұран. Когда он выходил на поединок, всегда восклицал «Уа, қазағым!» (О, мой родной казахский народ!).
В годы Великой Отечественной войны казахи шли в атаку с ұраном «Отан үшін, алға!» (Вперед, за Родину!)
У каждого казаха есть общенациональная гордость, поэтому слово Әнұран (гимн) состоит из двух понятий — «Ән (песня) и «Ұран» (призыв).