Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Призыв, ведущий к победе — традиция Ұрандату

3399
baribar.kz

В истории предков казахов называли саками, скифами, гуннами и древними тюрками. О них писали многие ученые. Немецкий экономист и социолог Альфред Вебер, разработавший концепцию, по которой ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой, писал:

«…имея лошадей, эти кочевые народы познали даль мира. Опасные предприятия и катастрофы помогли им понять хрупкость бытия; в качестве господствующей расы они привнесли в мир героическое и трагическое сознание, которое нашло отражение в эпосе».

История человечества, в том числе и кочевников, не могла состояться без походов и сражений. И здесь не обходилось без воодушевляющих призывов. Отсюда можно сделать вывод, что казахская традиция Ұрандату одна из самых древних.

Роль традиции в обществе

Появление объединяющего ұран было жизненной необходимостью. Этнограф Машхур Жусип Копейулы в своих трудах описывал времена хана Алаш. Тогда предки казахов образовали государство и записали свод законов, где было сказано:

«Отныне наш лозунг Алаш, и на врага скачите с ураном «Алаш! Алаш!»

Каждый род имел свой ұран. Ш. Тохтабаева в книге «Этикет казахов» приводит слова ученого Д. К. Кшибекова, исследовавшего истоки ментальности казахов:

«Стоило терпящему беду или обиду прокричать ұран своего рода, тут же сородичи вступали в схватку, защищая его, независимо от того, знают или нет они этого человека».

У казахов сохранились пословицы: «Жалғыздың үні шықпас, жаяудың шаңы шықпас» (От одинокого звук не послышится, от пешего пыль не поднимется); «Өз өлтірмес, жат жарылқамас» (Свой не убьет, чужой не защитит) и др.

Традиция Ұрандату играла в обществе объединяющую роль, обязательно присутствовала во время военных сражений и была своеобразным призывом к победе.

Польский революционер Адольф Янушкевич, много лет проживший среди казахов, пишет:

«Имя хана Абылая у казахов в большой чести: во время нападения на врагов оно служит военным кличем, будучи заодно и воззванием к хану о помощи».

Во время сражений в качестве ұран были имена ханов, легендарных предков и всенародно признанных батыров.

Традиция в литературе

Писатель Ильяс Есенберлин в историческом романе «Хан Кене» не раз описывал, как казахские батыры и сарбазы шли в бой с громким ұраном на устах. Приводим вашему вниманию один из эпизодов романа:

«Кенесары, в момент, когда должен был решиться исход боя, спросил:

– Кто из вас ворвется со ста джигитами в крепость?

Гарцуя на своем аргамаке, Басыгара подался вперед.

– Желаю успеха! – сказал Кенесары, а другим батырам приказал залпом стрелять с разных сторон, чтобы отвлечь врагов.

Батыр Басыгара, получив благословение Кенесары, выбрал из своей тысячи сто сарбазов и помчался на крепость. Его конь Кертобель летел словно птица, касаясь крыльями травы. Сотня сарбазов неслась за батыром как вихрь.

Солдаты не ожидали, что Басыгара будет действовать так быстро и не успели зарядить ружья, когда Басыгара стремительно ворвался в крепость. Он проскакал через навьюченные мешки, стоявшие у ворот, и с размаху ударил нескольких солдат своей кованой палицей.

Один солдат вскочил и выстрелил в грудь Басыгара. Батыр был без кольчуги, он только успел сказать «Прощайте, родные!» и упал навзничь. Увидев, что их предводитель погиб, сотня повернула назад. Пули, пущенные им в спины, сразили около десятка всадников…

Когда Кенесары увидел коня Кертобель без хозяина, он в ярости крикнул:

– Не оставляйте Басыгара в руках врага!

И решил сам двинуться в сражение. В это время показался Толебай батыр на своем знаменитом с прямыми, как камыши, ушами коне Ортеке. Рядом с Кенесары не было других батыров; Наурызбай, Агыбай и Бухарбай были на других позициях.

Увидев в двухстах метрах от себя, как в одиночестве мчится Толебай, Кенесары ринулся вперед. Он привстал на своем Кокбурыле и с криком «Абылай!» понесся в сторону крепости. Увидев, как Кенесары скачет наперекор смерти, никто не смог удержаться на своем месте.

– Абылай!

– Агыбай!

– Атыгай!

– Кабанбай! – заполнили крики все пространство между небом и землей.

И земля, не выдержав такого накала, затряслась. Уставшее от беспрерывного сражения солнце спешило спрятаться за горизонт.

Натиску войска Кенесары солдаты уже не могли противостоять. Они отступали и вынуждены были отстреливаться, прячась за домами. В конце концов многочисленные палицы и копья взяли верх в этом сражении. И крепость пала».

У знаменитого казахского борца, чемпиона мира Хаджимукана был свой ұран. Когда он выходил на поединок, всегда восклицал «Уа, қазағым!» (О, мой родной казахский народ!).

В годы Великой Отечественной войны казахи шли в атаку с ұраном «Отан үшін, алға!» (Вперед, за Родину!)

У каждого казаха есть общенациональная гордость, поэтому слово Әнұран (гимн)  состоит из двух понятий — «Ән (песня) и «Ұран» (призыв).

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter