Гости всегда доставляют большую радость и своим визитом оказывают большую честь. Казахский народ руководствуется заветом предков «Қонағыңның алтынын алма, батасын ал» (Не бери золото гостя, прими его благословение). А одно из самых главных пожеланий для молодоженов звучит так: «Қонақ түсетін үй болыңдар» (будьте гостеприимными).
Провожая гостей, хозяева говорят: «Келіп тұрыңыздар» (заезжайте почаще), таким образом высказывая пожелание дальнейшего общения. Если гость похвалит какую-либо вещь, хозяин должен ее подарить. Именно этот обычай отражен в традиции Қалау. По правилам казахского этикета,
когда хозяин дарит гостю понравившийся ему предмет, отказываться не принято
В противном случае это может быть расценено как оскорбление не только хозяина, но и всего аула.
Традиция Қалау описана в путевых записках путешественника А. Мозера (1888 г.).
«…Я заметил кольцо на ее пальце и как только спросил о его происхождении, она сняла его и предложила: «Возьми, – сказала она, — степная девушка тебе его предлагает. Пусть кольцо всегда будет на твоем пальце при пожатии руки друга».
Перед тем гость соберется уезжать, хозяин должен был спросить «Айтыңыз, не қалауыңыз бар?» (Скажите, каково ваше желание? Я готов его исполнить).
В книге воспоминаний об Абае, выпущенной Музеем-заповедником поэта, приводится рассказ Мусирали Кожанулы. В ней есть повествование об этой традиции.
«…Абай и Нурке возвращались вместе. В местности Аркат они должны были разъехаться в разные стороны. И когда Нурке собрался ехать в Семей, Абай сказал:
– Нурке мырза! Вы постоянно заняты своими делами, нарочно ко мне в гости не приедете, приглашаю вас, будьте моим гостем!
И мы поехали в аул Абая, который был расположен в Каскабулаке. По прибытии Абай распорядился установить отдельную юрту для Нурке. Для гостя зарезали стригунка. В ауле Абая мы гостевали три дня.
Когда Нурке попросил разрешения ехать домой, Абай сказал:
– Нурке мырза!
У казахов есть традиция Қалау, сұраған. Что вы желаете? Есть ли у вас какая-нибудь просьба ко мне?
Тогда Нурке ответил:
– Абай мырза! Я живу в достатке, у меня есть и живность, и все остальное. Единственное, что я желаю, так это породниться с вами и стать вашим сватом. Хочу засватать вашу дочь для своего сына или выдать свою дочь за вашего сына. Это и есть мой қалау.
Тогда Абай сказал:
– Ай, Нурке мырза, я не отказываюсь быть сватом такого человека как вы. Будь по-вашему, будем сватами. У меня есть сын Магауия, у вас есть дочь, почти одногодка моему сыну. Так уж и быть, поженим их. Но вместе с этим продолжим быть близкими друзьями, как и раньше.
Нурке согласился. После этого Абай подарил Нурке верблюда и одну лошадь, жамбы (слиток серебра), один бесік (детскую колыбель) и лисью шубу. Мне он подарил красивый чапан. Мы попрощались и выехали в путь».
О традиции Қалау написал Абдильда Тажибайулы в книге «Аталармен кездесу» (Встречи со старцами). Вспоминая, как в 1943 году Союз писателей и Институт языка и литературы пригласили в Алматы знаменитых акынов, он рассказывает, как принимал в своем доме известного поэта Нурпеиса Байганина.
«Байганин гостил несколько дней. В те дни он исполнял для Айманкуль, матери Абдилды, и его гостей эпосы «Кубыгул», «Торехан», «Аккенже» и «Наркыз».
Наступил день прощания.
«Перед отъездом Нуреке собрались все наши близкие друзья. По казахскому обычаю Нуреке всех покормил своей рукой. Прощаться было очень трудно. Слезы подступали к глазам. Моя мать подсела ближе к акыну:
– Нуреке! – сказала она дрожащим голосом. – Я искренне рада, что угощала вас. И я, и Абдильда привыкли к вам и не хотим вас отпускать, – продолжила она, чуть не плача. Потом взяла себя в руки и по казахскому обычаю предложила выбрать желанный подарок.
– Я тоже к вам привык, но что же делать, Айеке? Спасибо за прием, буду всюду говорить о вашем добром ко мне внимании.
Перед отъездом хочу вам дать свое благословение
И старец поднял ладони. Мы все внимательно слушали его слова. Благословение его было словно еще одним стихом. Он высказал самые наилучшие пожелания и сказал напоследок:
– Да родит невестка сына! Айманкуль и Абдильда, пусть этот мальчик принесет вам счастье! И если вы не против, пусть эта домбра принесет мне успех! – и провел ладонями по лицу.
— Аумин! — сказал я и передал свою домбру в руки дорогому старцу».
Казахи очень внимательно относятся к гостям и стараются не доводить ситуацию до того, чтобы гость сам попросил подарить понравившуюся ему вещь.
Хозяин дома по взгляду гостя определяет, что тому понравилось в доме
Канат Тасибеков, известный своей книгой «Ситуативный казахский», недавно рассказал об одной из поездок по Монголии.
«Казахи, там живущие, встретили меня очень радушно. Особенно мне запомнился Келькен Мугалим, у которого я пробыл в гостях несколько дней.
Как-то, сидя в юрте, я невольно залюбовался жүген (искусно инкрустированная узда ручной работы для лошади). Она мне так понравилась, что я смотрел на нее, не отрывая взгляда.
Заметив это, Келькен улыбнулся и рассказал ее историю. Оказывается, жүген появилась в их семье благодаря жасау (приданое) его матери. А потом, добродушно улыбаясь, он подарил мне ее. Я был удивлен и несказанно рад».
Казахи придерживаются своих традиций и в наше время.