Казахи издревле считали, что в снах есть неведомая человеку таинственная сила. Они верили, что через сновидения людям передаются некие знаки, поэтому придавали большое значение их толкованиям.
Для этого обращались к баксы-шаманам, балгерам-знахарям, более старшим по возрасту людям, знаменитым личностям и даже ханам. Не зря сохранилось изречение: «Түстің шешімі – жоруында» («Значение сна в его толковании»).
Толкователей снов казахи называли «ойшы» (мыслители). Выслушав сон, они говорили, что необходимо сделать и как поступить.
Казахи всегда старались в снах видеть позитивное
Они верили, если сон толковать позитивно, то и последствия будут хорошими.
Есть такая притча. Однажды беременная женщина пришла в аул старца- толкователя снов, но аксакала не было дома. Тогда будущая мать рассказала снохе старца, что видела во сне двух волков.
Та растолковала сон таким образом: «Тебя ждут неприятности от волков». Когда женщина ушла, вернулся старец. Сноха рассказала ему обо всем.
Тогда толкователь сказал с сожалением: «Надо было сказать, что она родит двух сыновей и они станут батырами». После этого он сел на коня и поскакал следом, но по дороге увидел тело женщины, растерзанное волками.
О снах многое можно узнать в народных сказках и героическом эпосе. В народной сказке «Желкілдек» дочери хана Нарманбета Куникей и Тинекей рассказывают снохе о своих одинаковых снах:
Мен бір түс көрдім,
Екі де қара тең көрдім.
Сорғалап аққан қан көрдім,
Жоры жеңге түсімді.
***
Я ночью видела странный сон —
Два черных вьюка висели надо мной,
Видела, как кровь лилась рекой,
Растолкуй, сноха, мой сон.
Сноха рассказала об этом свекрови. Та позвала Куникей и Тинекей, а также толкователей. Выслушав девушек, собравшиеся истолковали их сон как хорошее предзнаменование, уточнив, что их брат Озтемир скоро вернется целым и невредимым.
Ақсақалды ағалар,
Бас шалмалы бабалар:
– Ағаң бүгін келер,
Үйге олжалы келер, – дейді.
***
Аксакалы старшие
И старцы все сказали:
– Брат ваш вернется вскоре
И прочь гоните мысль о горе.
В народном эпосе «Козы Корпеш – Баян сулу» мать Корпеша видит сон:
Қозыға жаста болса тілек берген,
Қасында жолдасы жоқ бұған ерген.
«Қозыекең түзде жүдеп жатыр ғой» – деп,
Үйінде шешесінің түсіне енген.
Шешесі ерте тұрып айғай сапты,
Басы Тайлақ, ел-жұртын жиып апты.
Қозыекең түзде жүдеп жүрген екен,
Бақсы балгер, ойшыға «ойла» депті.
***
Козы некому поддержать,
Неоткуда ему помощника взять.
«Козы на чужбине совсем невмоготу»,
О том дома сон матери дал знать.
О сне с утра мать оповестила всех,
Собрала народ во главе с Тайлаком.
«Козы на чужбине совсем невмоготу»,
Гадатели, мыслители, как сыну я помогу?
(прим. ред. — смысловой перевод стихов автора статьи)
Подумал тогда Тайлак и решил принести в жертву много скота и раздать мясо малоимущим.
История сохранила интересную быль, как сон хана Абылая растолковал его советник Бухар жырау
«Во сне, — рассказал хан, — я увидел, как перед моим шатром лежит большой тигр. Вдруг он превратился в медведя. Не успел я моргнуть глазом, как медведь стал волком. Волк превратился в лису, а лиса умчалась, превратившись в зайца.
И хан попросил Бухар жырау истолковать его странный сон. Вот что сказал Бухар жырау:
«То, что тигр превратился в медведя, означает, что не будет теперь парить над твоей головой птица счастья. Появление медведя означает, что твои дети всю свою жизнь будут драться, как медведи. Внуки будут биться за жизнь, как волки. Правнуки будут выживать, как лисы. А следующие потомки твои будут жить подобно зайцам — с оглядкой по сторонам».
Как казахские девочки играли роль мальчиков, или кто такие еркекшора
И вправду, потомки хана — Касым, Кенесары, Наурызбай — прожили свою жизнь в борьбе. Кенесары боролся целых десять лет за независимость своей страны. Последующая история потомков хана тоже подтверждает толкования Бухар жырау.
Акын Майлыходжа, чьи терме (назидательные стихи) исполняются часто и сегодня, во сне увидел величавого белобородого старца, который спросил будущего акына: «Что тебе дать, коген (привязь) для скота или стихи?»
На что Майлыходжа ответил сразу: «Стихи! Стихи!» — и тут же проснулся. Услышав о таком сне, аксакалы аула сказали:
«Правильно поступил. Быть акыном — огромное счастье. Если бы ты ответил, что берешь коген, стал бы очень богатым. Но что такое богатство в сравнении с искусством акына?»
Бывало и так, что сон по очереди толковали два человека.
Во времена святого Бекета в Мангыстау жил известный на всю округу домбрист. Однажды в поездке по аулам в ночь на пятницу он увидел сон, будто его лошадь падает, споткнувшись, домбра ломается посередине, а сам он, повредив поясницу, не может двигаться.
Беременность и роды у казахов: что запрещалось делать будущим матерям
Джигит попросил истолковать свой сон одного старца. Но так как тот ничего вразумительного не сказал, джигит сел на своего коня и поскакал по степи дальше.
В пути его конь, как и было во сне, попал копытом в нору сурка, упал, а джигит сильно повредил позвоночник. Увидев, как сын мучается от боли, отец домбриста поехал к святому.
Бекет Ата сам рассказал отцу джигита, как все было: как джигит видел сон, как его неправильно истолковали и что случилось потом. Тот взялся его лечить.
Прошло несколько месяцев, и джигит снова возвратился к прежней жизни. Такие сведения можно прочесть в книге «Бабалар сөзі» и многих других изданиях.
Иногда бывало и так, что люди сами толковали свои сны.
Писатель Медеу Сарсеке, написавший книгу об академике Каныше Сатбаеве, приводит такой факт:
«30 января 1964 года лечившийся в Кремлевской больнице академик сказал дочери Меиз:
— Я видел очень интересный сон. Хочешь расскажу? Будто я стою на вершине горы, вокруг обрывистые скалы, а я хочу подняться выше на широкую площадку. Но оказывается, я попал в одно темное место. И как бы я не старался выбраться, постоянно поскальзывался и катился вниз. Но вдруг появилась некая мощная сила, и я безо всяких усилий поднялся вверх. Вот вроде стою на вершине горы, но перед глазами вижу не высокие горы, а бескрайние степи, наш Сары-Арка! Я вдохнул воздух полной грудью и закричал от радости… Что ты скажешь на это, доченька?
— Очень хороший сон. Но вы же не верили снам…
— Все равно стало легче на душе. Наверное, скоро поедем домой, — ответил Каныш Имантайулы.
Бывает, что истолковать сон приглашают сразу несколько человек. Вот как рассказывает дочь великого писателя Мухтара Ауэзова Мугамила о том, как ей приснился отец:
«Отдыхала я на диване в гостиной своего дома и задремала. Во сне нахожусь в той же комнате… и тут кто-то вошел и сказал: «Ваш отец идет!». О том, что он скончался несколько лет назад, я даже не подумала. Вспомнила, что отец не ходил один. С ним всегда рядом были 10-15 человек.
…Я быстро прибрала все в комнате, стулья расставила по местам, вынесла ковры и расстелила на полу до порога.
В мыслях ничего нет. Вместо того чтобы встретить отца, сижу в той же комнате. И вот он вошел. Со мной не поздоровался. Встал посередине комнаты прямо под люстрой. Тут же за ним в комнату начали вносить большие ларцы, размером с половину стола.
Потом отец начал говорить: «Вот, доченька, принес все, что тебе нужно, нарочно для тебя принес. Теперь сама выберешь, что тебе нужно». Я вскрикнула и проснулась, испугавшись своего же голоса. Отца нет и нет ничего, что он принес. Вещи в доме, как и прежде, стоят на своих местах.
О сне я не могла забыть, постоянно думала о нем. Почему я видела такой сон? Меня не покидала мысль, зачем приходил отец. Что все это значит?
Я принесла в жертву барана и пригласила домой директора дома-музея Мухтара Ауэзова Турсына Журтбая с женой, а также Макен апа, внучку акына Абая, дочь его сына Турагула и знаменитого абаеведа Каима Мухамедханова. И попросила, чтобы они истолковали мой сон.
…Вот что они мне сказали: «Это хороший сон. Ларцы, что вместе вошли в дом с вашим отцом, это никакие не ящики, это ваши воспоминания, что лежат и ждут своего часа. Теперь вы должны открыть ларцы своей души и поделиться содержанием с другими».
Эти слова заставили меня задуматься».
Так появилась книга воспоминаний дочери великого писателя Мухтара Ауэзова Мугамилы «Тұңғышы едім әкемнің» («Я первенец своего отца»), которая была издана лишь один раз и сразу стала библиографической ценностью.
Толкование снов — одна из казахских традиций, в которой много тайн и которая имеет свое продолжение в повседневной жизни.