В прошлом казахи не могли отдать девушку замуж без калыма – уплаты за невесту. Многие думают, что родители таким образом богатели. На самом деле, жасау (приданое девушки) было не менее богатым. Но это тема отдельной статьи.
Из-за некорректного освещения традиции уплаты калыма за невесту сложилось мнение, что казахи без него не выдавали девушек замуж. Но это не так.
По традиции молодым людям пару подбирали родственники. В прошлом мужчины, разъезжая по аулам, заранее присматривали невест для своих сыновей, пока те ещё не достигли совершеннолетия. Особенно этого придерживались богатые.
Колыбельное сватовство у казахов — Бесік құда
Обычно, прежде чем выдать девушку замуж, проходила особая церемония, которая делилась на три этапа: досвадебный, свадебный и послесвадебный. Каждый из них занимал довольно длительный отрезок времени и был связан со своими символико-этическими нормами. К примеру, в досвадебном периоде выделяются
Но некоторые джигиты вопреки воле родителей крали своих возлюбленных. Кража невесты (қыз алып қашу ) зачастую заканчивалась межродовыми распрями, ведь «свободных» девушек практически не было, все были засватаны с раннего возраста. Иногда кража совершалась по обоюдному согласию влюбленных, иногда – против воли девушки. Похищение невесты всегда было обусловлено конкретными причинами. Это или нарушение обещанного слова отцом девушки относительно размера калыма, или материальные затруднения юноши. Бывали случаи, когда даже засватанная девушка убегала с любимым.
Похищение засватанной девушки считалось преступлением
И если жених-похититель отказывался возвращать украденную, платил калым в двойном размере.
И все же бывали случаи, когда девушек отдавали замуж без калыма. Среди казахов многие века бытует поговорка «Теңін тапсаң тегін бер» (Найдешь ровню дочери, отдай без калыма). Подобный случай произошел в жизни молодого человека по имени Беген, приходившегося дальним родственником великому кюйши Таттимбету.
Беташар – как открывать лицо невесты?
Беген был искусным домбристом и виртуозно исполнял кюи. Однажды он побывал у казахов рода Басентиин, что жили в местности Карагай, где исполнил кюи Таттимбета. В разговоре парень признался, что является родственником знаменитого кюйши. «Ел мақтаған жігітті қыз жақтаған» ( Джигита, которого хвалит народ, любят девушки) — есть такая поговорка среди казахов. И одна девушка влюбилась в Бегена. Так как она была «свободна», не засватана, родители согласились без калыма отдать дочь за домбриста.
Свое решение они объяснили тем, что парень является родственником самого Таттимбета, о котором они наслышаны, любят и уважают его кюи. Родители невесты, будучи зажиточными людьми, водрузив на верблюдов богатое приданое, большим караваном тронулись в аул Таттимбета. Но там их встретили с большим удивлением, так как девушка без калыма всегда вызывает много вопросов. Тогда родители невесты послали человека к самому Таттимбету.
При встрече с ним мать девушки в стихах начала разговор:
Қызымды бердім Бегенге,
Қазанқап ұлы дегенге.
Тәттімбеттей серінің,
Күйін алып келгенге, –
Дочь я отдала за Бегена
За то что принес издалека
Кюи самого Таттимбета,
Что приходится сыном Казангапу.
Мать девушки, сама будучи искусным акыном, объяснила, что они с мужем ценят кюи Таттимбета больше, чем калым, который они могли бы получить за свою дочь, их аул любит музыку, кюи и песни. И нет у них «девушек, от которых они не могут избавиться». Тогда Таттимбет устроил молодым большой праздничный той, где было много музыки, разных состязаний и игр. После этого проводил он родителей девушки с большими почестями и дорогими подарками. Родители, очень довольные приемом Таттимбета, уезжая, сказали:
«Оказывается, Таттимбет действительно такой, как мы о нем слышали».
Этот случай описан в книге Ахмета Куанулы Жубана «Струны столетий».
Подобная история случилась и с одним из моих предков. Все они из поколения в поколение были грамотными. Однажды один из них был в гостях у зажиточного казаха. Всю ночь он читал его родичам и аульчанам героические жыры-поэмы. Это так понравилось хозяевам, что его попросили остаться на несколько дней, а потом и еще на некоторое время. Своим искусством чтеца джигит приглянулся дочери хозяина. В ту пору это было большой редкостью, ведь героические жыры-поэмы, как правило, всегда пели и поют до сих пор. Между молодыми зародились чувства. Это заметили в ауле, узнали об этом и родители девушки. Когда мой предок собрался возвращаться, хозяин дома сообщил, что очень доволен его искусством, и сказал, что знает о симпатиях молодых и
как отец, желающий счастья своей дочери, не будет требовать уплаты калыма
и не против, чтобы они поженились. Так мой дальний предок возвратился в аул не один.
Такова история этой редкой казахской традиции.