В народных традициях казахского народа существует немало примет и запретов, призванных защитить будущих матерей и младенцев.
С давних времен беременность и рождение ребенка считались чем-то вроде чуда. Соответственно у каждого народа существовали связанные с этим действом поверья и традиции, рожденные опытом предков или различными суевериями. Особенно много их было у кочевых народов, чей быт и образ жизни
требовали особо бережного и заботливого отношения к роженицам и младенцам
Сегодня, опираясь на исследования различных ученых и национальный фольклор, мы расскажем о казахских обычаях, связанных с беременностью и родами.
Согласно древним казахским поверьям, если женщина долго не может забеременеть, ей
рекомендуется выбрать в многодетной семье одежду, которую надевали на одного из детей
с отсчетом до сорока дней со дня его рождения. Считается, что уже в скором времени эта вещь понадобится ее собственному новорожденному ребенку.
Кого казахи никогда не приглашают на торжества?
Если постоянно случаются выкидыши или рожденные дети не доживают до года, родственники или друзья этой семьи должны как бы понарошку «купить» у этой вновь забеременевшей женщины еще не родившегося ребенка. Считалось, что это прервет цепь неудач и семья наконец обзаведется здоровым потомством. При этом, согласно поверью,
пуповину следующего новорожденного рубили топором – чтобы он рос крепким, как железо
Еще одним народным средством борьбы с выкидышами и младенческой смертностью была специальная пеленка, сделанная из белья 90-летнего старика или старухи. Заворачивая в нее младенца, казахи верили, что ребенок будет жить долго и счастливо, как те старцы.
Также
существует поверье, запрещающее беременным женщинам употреблять в пищу мясо кролика и верблюда
Считалось, что в первом случае ребенок может родиться с физическими недостатками (заячьей губой), во втором – роды могут затянуться, а мать ребенка будет носить его в утробе до 12 месяцев.
Также будущей матери не рекомендуется перешагивать через натянутые веревки – считалось, что во время родов шею ее ребенка может опутать пуповина, и он задохнется. А
чтобы роды не наступили преждевременно, беременным не разрешалось брать в руки пилу и ножницы
Чтобы не случилось выкидыша, подол одежды беременной женщины подгибают. Если женщина не может разродиться в положенный срок, шею верблюда обвязывают белой материей, а беременная должна перешагнуть через животное.
Кроме того, существовал обычай открывать перед лежащей в предродовых схватках женщиной крышки всех сундуков, содержимое которых будет принадлежать только ей. Считалось, что
это поможет не только облегчить боль роженицы, но и избежать каких-либо осложнений
Кроме того, недавно родившей не советуют прогонять забежавших в юрту или в дом собак. Считалось, что в противном случае у нее могут выпасть зубы.
Если ребенок рождался «в рубашке» (имеется в виду оболочка, окружавшая ребенка при родах), то
родители тщательно скрывали это от окружающих, чтобы уберечь его от сглаза
А женщина, принимавшая роды, согласно поверьям, не должна была показывать эту «рубашку» кому-либо и зарыть в землю под деревом, подальше от людских глаз. Также считалось, что дети, родившиеся в «рубашке», вырастут красивыми и счастливыми.
Чтобы недоношенный ребенок вырос здоровым, его укладывали на некоторое время в тымак (казахская шапка-ушанка), затем относили младенца в колыбель, а этот головной убор подвешивали надо изголовьем на столько дней, насколько он был недоношен в утробе матери. Если предыдущие дети умирали,
существовало поверье провести малыша под печенью собаки
Считалось, что он не только останется жив, но и вырастет выносливым и крепким.
Если ребенок сильно пугался чего-то, проводили обряд «қорықтық құю» — расплавляли свинец и заливали у изголовья колыбели. Также был распространен обряд «аластау» (окуривание). Еще одним средством борьбы с детским испугом были разного рода амулеты и талисманы, развешанные над колыбелью. Чаще всего для этого
использовались когти и зубы хищных животных, а также нож, спрятанный под периной бесика
Большое внимание казахи уделяли защите ребенка от злых духов, порчи и сглаза. Обычно для этого использовались крылья или перья совы, драгоценные камни, агаты и жемчуг, которые пришивались к одежде или на головной убор ребенка.
Если на драгоценности у семьи не было денег, использовали стеклянный или керамический глаз-бусину
Это делалось для того, чтобы первый брошенный взгляд попадал не на ребенка, а на украшение, тем самым нейтрализуя воздействие негативной энергетики. Кроме того, чтобы малыша не сглазили и не навели на него порчу, мальчику отпускали айдар – хохолок, а девочке подстригали челку.
Также у древних казахов было множество традиций и запретов, касающихся воспитания ребенка. Одним из наиважнейших моментов было присвоение имени. Его давали в первые дни рождения младенца с обязательным соблюдением обычая «Азан шакыру» – повторяя имя 3 раза, как молитву. При этом
казахи с особым вниманием относились к самому имени, так как считалось, что оно формирует судьбу человека
Как правило, новорожденному давали имя человека уважаемого, достойного и авторитетного. Или же оно содержало в себе слова, служащие пожеланием долгой и счастливой жизни.
Беременность в прошлом: шокирующие рецепты и традиции
Существовали и другие поверья, связанные с будущим новорожденного. Например, чтобы он вырос любителем искусства, давали выпить остаток напитка. Если же малыш наступал ногой на блюдо, это считалось признаком достатка.
Даже поза младенца во сне говорила древним казахам о многом. Считалось, что
если малыш спит на спине – будет известной в народе личностью
Если свернувшись калачиком – вырастет пессимистом, безвольным. Если спит лицом вниз – будет мыслителем. А если лежит свободно, раскинув руки и ноги – будет батыром, выдающейся личностью.
Ни в коем случае не разрешалось бить детей веником, так как считалось, что их может настигнуть беда. Запрещалось бить детей и поварешкой – это значило лишить их достатка в будущем.
Неприличным считалось говорить грубые слова в адрес девочек
Также существовало поверье, что если старик попьет воду из ладоней своего правнука, то после своей смерти обязательно попадет в рай.
И еще одно довольно занимательное суеверие – казахи никогда не говорили, сколько имеют детей и скота. Считалось, что назвав точное число, можно навлечь на свою семью сглаз.