Редакция информационного портала Abai.kz, восторгаясь отношением китайцев к своей истории, пытается показать, как казахи становятся заложниками родового деления.
«Недавно прочитал китайскую книгу «Поэзия Танской эпохи. Триста стихов» и был восхищен тем, как они сохранили биографии и стихи сотни таких поэтов, как Жан Жиюлин, Ли Бай, Ду Фу, Уан Уи, живших с 650 по 950 годы, будто они жили и творили только вчера. В такие моменты на память невольно приходит бесценный труд Мухтара Магауина, заставившего еще в советское время запеть пять веков казахской истории. Если бы не такие сыны, как Магуаин, неизвестно, какой была бы сегодня казахская литература.
Я не хочу говорить ничего о художественности, жизнеспособности и других достоинствах и недостатках китайской поэзии эпохи Тан. Когда я читал эту книгу, мое сознание больше подчинила себе не поэзия, а политика. Китайские историки подробно, на примере конкретных фактов до мельчайших подробностей описывают, какие стихи писали поэты 650 годов, с кем они пили, как пьянели. Если такова история поэтов, об истории страны и говорить излишне. А у нас?
«Деление на жузы — провокация. Никто не считает казахов по родам» — эксперты
Всю свою историю мы желаем начинать с нашествия джунгар. Любой казах кичится тем, как его предки истребляли калмыков. А дальше мы не хотим углубляться в историю. Всего лишь каких-то триста лет!
Даже 550-летняя история Казахского ханства больше похожа на миф, чем на реальную жизнь
Но как только раскрываешь рот на эту тему, рискуешь нажить уйму врагов. Сегодня уже никто не вспоминает, что всю казахскую степь освободили войска Абулхаира. Если признать это, то возвышается слава Младшего жуза, у других от зависти в жилах закипает кровь.
А если воспроизвести другую истину, что казахскую степь от Жетысу до Алтая освободили войска Абылай-хана и Кабанбай батыра, то удавятся представители Старшего жуза. Такова наша история.
Мы хотим создать свою историю, основанную на том, что каждый край подарил какую-то личность и поэтому на въездах в каждый район установили памятник батыру на боевом коне. Казахи не хотят углубляться в историю дальше джунгарского нашествия, не желают изучать историю Великой империи, созданной Шынгысханом, быть его наследниками и писать историю не с точки зрения деления на жузы.
Гордиться не племенем, а флагом! Эхо провокации «Младшего жуза» в казахских СМИ (обзор)
До каких пор это будет продолжаться?
Сегодня у каждого края есть свой батыр. И теперь выясняется, что многие их подвиги, передаваемые из уста в уста, были попросту приписаны им, поскольку в 90-е годы история их подвигов создавалась не на основе исторических фактов, а согласно легендам, бытующим в конкретной местности. Однако несмотря на это, мы так и не отказались от написания подобной ложной истории.
В результате пожинаем горькие плоды —
отметили 350-летний юбилей исторических личностей, которым еще не исполнилось и 250 лет
Дошли до того, что сделали таких героев народного эпоса, как Коркыт ата, живших в глубокой древности, современниками Төле бия и Айтеке бия. Каждый казах, связывая своего предка-батыра с личностями, известными всем казахам, пытается сделать его «чиновником государственного уровня».
Когда видишь, что мы делим на жузы и без того немногочисленных казахов, что пишем не общую, а историю отдельных жузов, становится стыдно перед соседями-китайцами
А ведь те, на которых мы смотрим свысока, небрежно заявляя, что «они питаются лягушками», вдоль и поперек изучили свою историю, расписав ее по эпохам.
А мы, которые кичимся, что вынудили их «строить китайскую стену», не сделали ничего, кроме того, что установили памятники своим батырам.
Деление казахов на жузы и роды — система административного управления и защита от кровосмешения
Китай, изучая и хорошо зная свою историю, сегодня дает широкие возможности нашим братьям издавать свою летопись. Оказывается, чтобы и без того малочисленные албаны и кызаи, кереи и найманы не объединялись, они по нескольку раз в год издают и распространяют историю их родословных. Почему китайцы, подвергающие сомнению все, вдруг стали так заботиться о летописи казахов, что стоит за этим? Безусловно, ничего хорошего. Восхваляя один и принижая другой род, китайцы сеют раздор среди казахов, не давая им возможности объединяться. Этакое современное исполнение древней римской поговорки «разделяй и властвуй».