Современное казахстанское общество как-то свыклось с мыслью, что казахи делятся на роды и жузы. Однако многие придают этому негативный оттенок, связывая это с трайбализмом, хотя на самом деле, «не так страшен черт как его малюют».
Да, казахский народ состоит из трех жузов и разных родов. Жузы служили для управления огромной степной территорией и играли роль административных единиц. Несмотря на множество родов, казахи- единая нация. Известный антрополог Оразак Смагулов говорит:
— В результате моих многолетних исследований выяснилось, что у всех казахов единый генофонд. Это значит, что у народа одна общая биологическая история.
Еще во времена СССР ученый собрал образцы крови представителей разных родов, проживающих в разных уголках Казахстана, и отправил в Москву для исследования. И тогда работниками исследовательской лаборатории в его адрес был высказан упрек: «Ты зачем прислал нам образцы крови жителей одной области?».
То, что кровосмешение приводит к тяжелым последствиям сегодня знают все, об этом наверняка знали и в древности. Разные цивилизации эту проблему решали по-разному. В древней Греции больных новорожденных сбрасывали со скалы в пропасть. Предки же нынешних казахов поступили по-своему — строго запрещались браки между близкими родственниками. В степи неукоснительно соблюдали принцип сохранения семи колен – браки, совершенные на более ранней стадии родства, были вне закона.
Согласно своду законов казахской степи, «Жеті жарғы», нарушители данного запрета карались смертной казнью. Между парнями и девушками одного рода могла быть только дружба, поскольку браки у казахов были экзогамными. Ученый Халел Аргынбаев в своих исследованиях приводит следующий пример из истории:
«…У тобыкты (один из родов Среднего жуза – прим.ред.) известна история Калкамана и Мамыр. Молодые люди приходились друг другу внучатыми родичами. Однако это не помешало им полюбить друг друга. Зная, что их осудят, молодые решили бежать. Услышав об этом, брат девушки — Кокенай, рассердившись, решает убить обоих. По прошествии определенного времени, чтобы в дальнейшем жить открыто, Мамыр приехала к своим близким попросить прощения и помириться. Однако на подъезде к родному аулу Кокенай выстрелом из лука убивает сестру. Он объявляет всем, что не успокоится, пока не убьет Калкамана. Аксакалы, посоветовавшись, решили: пусть Калкаман проскачет на лошади перед Кокенаем, а Кокенай стреляет — так и решится спор. Кокенай промахнулся. Выживший Калкаман уехал из родных мест».
Казахские жузы и роды никогда не воевали между собой. Однако «Жер дауы, жесір дауы» – земельные споры и споры о вдовах, как у других народов, были и у казахов. Поскольку в степи не было правоохранительных органов и судов, все решали бии. Вообще, институт биев в казахской степи играл особую роль. Казахи — нация, которая знает цену слову и дорожит словом. Би мог одним словом остановить враждующих и помирить их своим решением. Слово биев не подвергалось сомнению, а их решения были обязательны для исполнения. В устном народном творчестве казахов существует немало легенд, повествующих о справедливости биев. Наверное, не зря появилась пословица «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ!» ( у справедливого бия нет родных, а у бесчестного — совести). В древности каждый казахский род имел своего бия при главе рода. Би каждого рода решал внутриродовые конфликты и споры, отстаивал интересы своего рода в межродовых спорах. Иначе говоря, бии исполняли в степи роль полиции, суда, были проводниками идеологии казахов. Именно они своим веским, аргументированным словом обеспечивали внутриполитическую стабильность в Великой степи. А когда нападал внешний враг, би обеспечивал мобилизацию своего рода, и казахи как единая нация давали отпор агрессору. В истории немало примеров этому. Именно такое управление позволило нашим предкам сохранить огромные просторы. Каждый из казахских жузов имел своего верховного бия. Так, Толе би правил Старшим жузом, Казыбек би – Средним, а Айтеке би – Младшим жузом.
Примечательно, великие личности-казахи никогда не делились на роды и жузы, а воспринимали их одинаково. Мы просто говорим: Шокан Уалиханов, Алихан Бокейханулы, Даулеткерей, Дина, Ахан сэре, Курмангазы, Мади, Жамбыл, Суюнбай, Жаяу Муса, Ильяс Жансугурулы, Абильхан Кастеев, Үке Ажиев, ученый Кудайберген Жубанов , великий писатель Мухтар Ауезов. Народ одинаково уважительно относился к ним. И в современном Казахстане люди с одинаковым уважением относятся к своим известным личностям, особенно, радуемся мы успехам казахстанских спортсменов, невзирая на их национальную принадлежность.
Нынешнее деление на жузы или роды, по большому счету, трудно назвать делением.
— Сегодня институт родоплеменной структуры для казахов неактуален, это уже не работает. Раньше, если казах уходил из своего рода, то чуть ли не пропадал, попадая в неприятное социальное положение. Сейчас этого нет, кто где хочет, там и живет. Сегодня на работу берут по другим критериям, скажем, по деловым признакам, в редком случае обращают внимание на родовую принадлежность. Даже в криминальные группы людей берут по признаку личной преданности, деловитости, компетентности. Везде признак родовой близости играет лишь пятую роль, — говорит политолог Азимбай Гали.
А то что есть, остатки того, что в советское время негласно «воспитывалось» центром. В то время постоянно муссировалась и распространялась мысль, что казахи делятся на три жуза и роды, и это оценивалось тогдашним руководством СССР только как отрицательное явление.
Когда уволили Колбина, который некоторое время руководил Коммунистической партией Казахской ССР, среди его бумаг нашли тетрадь, где было расписана принадлежность руководителей казахской национальности к тем или иным родам. Ясно, что это не писал один человек, тем более по своей инициативе. Значит, этим занимались целенаправленно. Иначе как тетрадь могла попасть в кабинет первого руководителя целой республики?! Налицо использование принципа «разделяй и властвуй».
Деление делению рознь. Казахи были правы, используя деление на роды как защиту от кровосмешения. Иначе могло случиться непоправимое, вплоть до исчезновения нации. С кровью шутить нельзя.