Цифры неофициальной переписи казахов по родоплеменной принадлежности некорректные — считают эксперты. На минувшей неделе появился ряд публикаций, в которых рассказывалось о численности казахских родов со ссылкой на «данные из социальных сетей». Якобы самым многочисленным казахским родом является Аргын, представляющий Средний жуз, аргынов насчитывается 509 тысяч человек. На втором месте еще один род Среднего жуза — Найман, насчитывающий 395 тысяч человек. Третье место занимает род Дулат из Старшего жуза, с общей численностью 334 тысячи душ.
Мы обратились за комментарием в Комитет по статистике Министерства национальной экономики, где опровергли все эти данные и сам факт существования такой статистики: «Таких данных нет», — гласил официальный ответ.
Мы попросили политологов и ученых-этнографов также прокомментировать эти «исследования из соцсетей».
Азимбай Гали, политолог:
— Во-первых, авторы задались провокационной целью, во-вторых, приведенные сведения — несовременные. Сегодня институт родоплеменной структуры для казахов неактуален, это уже не работает. Раньше, если казах уходил из своего рода, то чуть ли не пропадал, попадая в неприятное социальное положение. Сейчас этого нет, кто где хочет, там и живет. Сегодня на работу берут по другим критериям, скажем, по деловым признакам, в редком случае обращают внимание на родовую принадлежность. Даже в криминальные группы людей берут по признаку личной преданности, деловитости, компетентности. Везде признак родовой близости играет лишь пятую роль. Необходимо отметить, что этот статистический материал устаревший. В настоящее время численность найманов около 2 миллионов, аргынов несколько больше. Но это ни о чем не говорит. Ряд казахских родов растет очень и очень быстро. Когда-то в Мангыстауской области проживало всего лишь 150 тысяч человек, и только половина из них были казахами, и не все были адаями. В настоящее время там живет полмиллиона казахов, из них 80 процентов исторически принадлежат к адаям. В Казахстане только один раз учитывалась родоплеменная принадлежность — это, когда была перепись населения 1926 года. Я первую диссертацию защищал по материалам этой переписи, но в исторических материалах я не нашел родоплеменной состав, хотя Жандосов и Соколовский, составлявшие программу переписи, очень большое внимание уделяли именно родоплеменному составу. Тогда существовала версия, что казахи родоплеменные отношения ставят выше, чем классовые. Позже Голощекин этим объяснял тот факт, что революционная буря миновала Казахстан. Но это было актуально до 30-40 годов. Сегодня родоплеменное происхождение особой роли не играет.
Досымбек Катран, этнограф:
— Я сам неоднократно выезжал в экспедиции в разные регионы Казахстана, и могу сказать: численность казахов по родам гораздо больше., чем в этих данных Могу уверенно сказать — на первом месте стоят аргыны, вторыми идут найманы, третьими стоят дулаты или коныраты. А появление такой информации — нехороший симптом. Это похоже на провокацию, стремление разделить казахов. Сегодня, когда начат процесс интеграции, объединения тюркского мира, кому-то это не нравится. На мой взгляд, существует группа, которая не желает допускать этого и пытается посеять семена раздора.
Айдос Сарым, политолог:
— Если помните, некоторое время назад российские СМИ всячески пытались навязать казахам тему так называемого трайбализма. Сейчас, мне кажется, в связи с событиями в Европе — шотландскими, каталонскими попытками отделится — есть стремление подбросить нам тему сепаратизма вот в таком виде. Делается это для оказания давления на власть, на наше казахское общество, для деинтеграции казахской нации. Делается это тогда, когда мы не можем найти большие идеи, реальную политическую повестку дня, нам все время подбрасывают никому не нужные смежные темы, идеи, разговоры и т.д. А с учетом того, что в нашем обществе, скажем, очень много откровенно глупых людей, которые идут на поводу таких идей, кто-то рассчитывает, что это будет подхвачено, люди начнут спорить, обсуждать их в социальных сетях, отвлекая общество от реальных, актуальных проблем. Мы же такая нация, которая сильно погружена в историю, реально живем в историческом пространстве.
В то же время политолог подчеркивает, что в определенной степени родовые реалии учитываются во внутренней политике — но это мировая практика:
— Любое государство, особенно, как наше, которое еще не состоялось в гражданском, гражданско-политическом плане, как нация, этот фактор вынуждены учитывать. Допустим, в Германии тоже, наверное, какой-то баланс есть, почему только баварцы идут в правительство или что-то подобное. Это повсеместное человеческое свойство: люди хотят, чтобы были введены какие-то механизмы, чтобы все регионы были равномерно представлены. Я думаю, что в этом нет ничего плохого, неожиданного, пугающего. Вот если региональные аспекты не учитываются в государственной политике, тогда и начинаются всякого рода разделения «южане-северяне» и т.д. Но совсем другое дело, когда некоторые люди начинают с калькуляторами и линейками считать, сколько представителей какого региона, какого жуза сидят в правительстве и т.д. Это уже некая болезнь, здесь и начинаются разговоры о разделении. Мне кажется, тот же Назарбаев учитывает региональный аспект государственный политики. Так будет думать любой правитель Казахстана в любом историческом отрезке, в будущем и в прошлом. Это нормально.