Иначе нас могут втянуть в глобальный конфликт с непредсказуемыми последствиями.
Все чаще от Казахстана начали требовать «определиться, с кем он». Однако, считают участники прошедшего круглого стола, входить в какой-либо блок в грядущем противостоянии для нас нежелательно. Лучше ограничиться участием в существующих интеграционных объединениях.
Окончание, читайте также первую и вторую части.
Завершая тему интеграционных объединений, Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, отметила, что
сейчас ЕАЭС менее консолидирован, чем тот же Европейский Союз
Например, Казахстан хочет «отвязаться» от российского рубля из-за негативных процессов в экономике.
— Исходя из этого жестко поляризуется наше общество. Постоянно идет установка, что «мы должны определиться». Как на глобальном уровне – «Казахстан должен определиться», «наши союзники должны определиться» – так и на уровне общественных настроений, — считает она.
При этом остается актуальным вопрос – а есть ли у Казахстана пространство для балансирования?
Многовекторность и доверие: Ашимбаев высказался о внешней политике Казахстана
— Центральная Азия – действительно периферия международных отношений и процессов. И теперь об этой периферии стали вспоминать.
От нас требуют определиться, с кем мы и куда пойдем
Без обсуждения перспектив нас хотят идеологически определить, с кем мы будем в грядущей глобальной войне. Опять идет поляризация мира по блоковому принципу, — отметила она.
Шавкат Сабиров, руководитель «Интернет Ассоциации Казахстана» считает, что «на мировой арене борьба переходит в новую плоскость».
— На мой взгляд, в условиях краха существовавшего миропорядка и возвращения к ситуации конкуренции геополитических центров силы
внеблоковому статусу для большинства стран альтернативы нет, иначе есть риск быть втянутыми в противостояния с непредсказуемыми последствиями
Китай, как и Россия с США, уже не сотрудничают на прежнем уровне. Блоковые разногласия будут усиливаться. Поэтому глупо спрашивать, к какому блоку относится Казахстан, — сказал он.
В заключение эксперты подняли тему информационной безопасности. В частности, высказалась Леся Каратаева, заместитель генерального директора по аналитическим проектам Eurasian Center for People Management. Она полагает, что из-за усложнения геополитической ситуации сразу в нескольких регионах этот вопрос стал еще актуальнее.
— В условиях перехода к новому технологическому укладу постепенно меняются критерии оценки состоятельности государств. Если в XIX — начале XX веков главным критерием считалась военная сила государства, а во второй половине XX века к ней добавилась экономическая мощь, то XXI век вел в уравнение технологическую составляющую.
Сегодня без высоких цифровых технологий немыслимы ни экономический прогресс, ни ВПК,
— отметила Каратаева.
Она напомнила, что в 2022 году истекает срок Госпрограммы «Цифровой Казахстан», в которой пять ключевых направлений. В конце года можно будет судить, насколько хорошо мы продвинулись в их реализации.
Каратаева считает, что в этой сфере «уже сейчас Казахстан выглядит вполне презентабельно».
— Высокая доля проникновения интернета, победы казахстанских «умных городов» в глобальных конкурсах на самый эффективный Smart city, впечатляющий рост количества электронных платежей, эффективное электронное и мобильное правительство, цифровизация и роботизация производства – все это стало неотъемлемой частью нашей жизни, — сказала она.
Тем не менее в цифровизацию входит еще и создание аппаратной части.
— В самых общих чертах мы можем говорить о процессах разработки радиоэлектронного оборудования и его сборки, а также предшествующих им процессах создания микросхем или, как еще говорят, чипов.
Ни в одном из них Казахстан практически никак не представлен,
— сказала Каратаева.
Причину эксперт видит в том, что в свое время ставка была сделана на международное разделение труда. Нет необходимости пытаться сделать что-то сувое, если легче это купить. Но времена изменились.
Во-первых, пандемия показала уязвимость глобальных производственно-сбытовых цепочек.
Во-вторых,
подавляющее большинство комплектующих для радиоэлектронного оборудования, как и само это оборудование, производится на Тайване и в Китае
— Любое обострение ситуации вокруг Тайваня чревато негативными последствиями с точки зрения стабильности поставок. Сложности наблюдаются уже сейчас, — сказала Каратаева.
Цифровизация в ЕАЭС — одно из ключевых направлений — эксперт
Эксперт отметила, что на полное самообеспечение страна перейти не может, но способна самостоятельно производить хотя бы некую часть необходимого.
— Нам отчаянно не хватает кадров, даже с учетом процесса релокации IT-специалистов. Цена вопроса также имеет значение. Но если организация разработки и производства чипов – это неподъемный для национального бюджета процесс, организовать производство непосредственно радиоэлектронного оборудования Казахстан вполне способен, — резюмировала Каратаева.