Примерно такими же была Финляндия для СССР, не забывая и о собственном экспорте.
Сейчас каждый неверный шаг для Казахстана может обернуться негативными последствиями, считают участники прошедшего недавно круглого стола. Но с другой стороны, растет значение всего региона, а значит, можно получить и свою выгоду. Главное — скрупулезно рассчитывать свои действия.
Продолжение. Читайте также первую часть.
Экономист Айдархан Кусаинов согласен с мнением, что окно возможностей у Казахстана имеется. Но добавил, что «оно пока не открыто». Сейчас казахстанская экономика экспортирует нефть (и другое сырье) и взамен импортирует продукты питания и так далее. Правда,
наша доля в нефтедобыче всего 26%, остальные без малого три четверти достаются иностранным компаниям,
коих насчитывается более 80 из 15 стран.
По мнению Кусаинова, принципиальных изменений в ближайшем будущем ждать не стоит.
— Вряд ли мы можем как-то поучаствовать, чтобы заполнить российский рынок своими товарами, мы свой собственный не можем обеспечить. Надеяться, что россияне здесь будут открывать свои предприятия на долгосрочную перспективу для импортозамещения, тоже бессмысленно. Они у себя их откроют. Санкции легче обойти логистикой, чем строить производство за границей, — отметил он.
Кроме того, Кусаинов высказался относительно проблем платежного баланса Казахстана, сравнив его с форточкой.
— Допустим, мы формально получаем миллиард долларов. Записываем, что продали.
И следом выясняется, что за услуги консалтинга ушел тот же миллиард
К примеру, получается так, что иностранные инвесторы добывают свою нефть (благодаря соглашению о разделе продукции), продают ее за рубеж, а Казахстан записывает ее себе в статистику, — сказал Кусаинов.
Примерно в том же ключе высказался профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев, заявив, что «возможности у Казахстана есть, но он оказался к ним не готов». И предложил взглянуть на ситуацию не только с экономической, но и политической точки зрения. По его мнению, во внутренней политике чувствуются интересы различных групп.
— В результате мы не можем сформировать собственную повестку дня, обозначить какое-то единое поведение в сложившейся ситуации, в результате каждый неверный шаг может обернуться негативными последствиями, — сказал он.
От войны санкций Казахстан может получить выгоды — Наурызбаев
Бурнашев полагает, что сейчас идет внешнее давление на руководство страны чтобы принудить его отказаться от многовекторной политики.
— Казахстан все еще слабое и малое государство на периферии международных отношений. Естественным путем нам важно работать с большим количеством стран и игроков, нравится это кому-то или нет. Когда страну начинают подталкивать к геополитическому выбору, возникают проблемы. Мы попадаем в зону политики страха. А в такой ситуации адекватные решения не принимаются, — сказал он.
Политолог Замир Каражанов также высказал о перспективах ЕАЭС, сразу заявив, что в качестве интеграционного объединения Содружество сохранится. Но в нынешней ситуации много в его работе усложняется.
— В условиях санкций против России и Беларуси необходимо найти ходы,
по которым можно развивать свободные торговые и экономические связи и не попасть под санкционное давление
Вот это сейчас актуально не только для Казахстана, но и для Армении, Кыргызстана. Но пока никаких ответов на санкции со стороны ЕЭК не прозвучало. Что странно, ведь ситуация неординарная, требуются быстрые решения, чтобы сохранить сформированные в последние годы интеграционные взаимодействия, — считает Каражанов.
Воевать в первом ряду никто не хочет: Казахстан под угрозой санкций
Он напомнил, что на фоне санкций в Казахстан приезжают российские компании, и добавил, что к нам хочет переехать и бизнес, который связан не только с российским рынком. В этом случае
Казахстан вполне может воспользоваться опытом Финляндии, которая во второй половине двадцатого века использовала свой нейтральный статус,
по сути став торговыми воротами СССР для западных товаров. И попутно экспортировала свою продукцию.
— Этот опыт финской экономики, не подвергавшейся давлению и санкциям, должен быть интересен и для Казахстана, и для других стран ЕАЭС, — сказал Каражанов.
Также он отметил, что для России растет значение центральноазиатского вектора. В частности, спасением в условиях нынешней проблемы с грузовым транзитом может стать здешняя транспортная инфраструктура. И страны региона тоже получат от этого немало полезного.
При этом транспортной составляющей ограничиваться не стоит.
— Необходимо решать проблемы, которые накопились в регионе. Пять стран могли бы выработать дорожную карту с намеченными сроками, чтобы в дальнейшем совместно действовать в напряженной ситуации, — полагает Каражанов.