Потенциал у нас есть, и надо его умело использовать.
У Казахстана в нынешней непростой геополитической ситуации есть «окно возможностей», считают участники круглого стола. Хотя мировой кризис отражается и на нас, свою выгоду мы все равно можем получить. Но для этого надо немало потрудиться. Например, по-настоящему поднять агропромышленный сектор, а не ограничиваться декларациями. И конечно, грамотно реагировать на политическую ситуацию.
Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», первым делом подчеркнул, что глобальные процессы в мировой экономике обретают новый характер, причем по большей части негативный. Главными определяющими геополитики и мирохозяйственных связей он назвал создание «неопределенности, непредсказуемости и неуверенности в благополучном будущем».
— Происходят сбои в работе экономических и торговых союзов и объединений, включая ВТО. Нормы свободной торговли и равноправия в международных отношениях и мирохозяйственных связях на практике оказываются формальностью.
Проявляется национальный эгоизм стран-партнеров через оказание экономического и внеэкономического давления, санкционной политики и торговых войн.
Система долларовой монополии стала подвергаться эрозии, пугают высокая инфляция и низкий рост ВВП,
— перечислил он.
Локальные и региональные конфликты становятся обыденным явлением, одновременно растет угроза полномасштабных войн.
В развитых странах вымывается средний класс, усиливается социальное расслоение.
— Характерной особенностью современного этапа развития мировой экономики становится ее политизация, и мировые рынки все в большей степени зависят не от экономических, а от политических факторов.
Политика все более активно вмешивается в экономику, заменяя собой рыночную конкуренцию,
— считает Полетаев.
Обострились отношения России и Запада, что серьезно повлияло на постсоветское пространство. Однако здесь Полетаев увидел пресловутое окно возможностей, в том числе и для Казахстана, как обладателя большого природно-ресурсного потенциала. Это особенно важно с учетом предупреждений о росте цен на продовольствие.
— Нашей стране необходима реализация комплекса мер по стимулированию экономической и социальной активности, решение проблем, связанных с необходимостью структурной диверсификации и модернизации экономики, усиление взаимовыгодного инвестиционного и экономического сотрудничества со странами-соседями, — сказал Полетаев.
Эксперт полагает, что Казахстан может и должен использовать свои геополитические преимущества.
— Усиливается приграничное и межрегиональное взаимодействие. Строится центр приграничной торговли на границе с Узбекистаном. Такой же намерены создать на границе с Кыргызстаном, — перечислил он.
Также Полетаев напомнил, что Касым-Жомарт Токаев призвал создать
режим благоприятствования для российских бизнесменов, которые разместились на базе Международного финансового центра «Астана»
— Зерно стало политизированным фактором. Говорить о нем стали многие политики. Глава Министерства сельского хозяйства РК Ербол Карашукеев прогнозирует превышение в 2022 году прошлогоднего уровня урожая зерновых.
Сейчас, учитывая, что зерно, как и другие важные продукты сельского хозяйства, подорожало, ставка на АПК, которую делает Касым-Жомарт Токаев, должна себя оправдать. Надо заниматься тем, что умеем и что востребовано в мире. Сейчас экономическая безопасность Казахстана важна как составляющая национальной безопасности, — подчеркнул Полетаев.
Экономический обозреватель Сергей Домнин нынешнюю ситуацию в стране назвал «не кризисом», но очень сильным стрессом. Который развивался по трем каналам.
Первый — канал обменного курса.
— У нас за всю историю рыночной экономики не было такого, чтобы две ключевые валюты, которые мы используем во внешней торговле –
доллар (примерно 80% экспорта) и рубль (примерно 30% импорта) двигались с большой амплитудой (рубль – до 60%, доллар несколько скромнее)
в течение всего пары месяцев, — подчеркнул Домнин.
Это сильный фактор стресса для бизнеса, многие просто не могли решиться на какие-то операции.
Правда, начиная со второго квартала 2022 года поднялись нефтяные цены, и сейчас экспортная выручка поднялась почти вдвое.
— Кроме того, был увеличен трансфер из Национального фонда. Эта операция помогла прийти на биржу дополнительным долларам, — сказал Домнин.
Второй – канал базовой ставки. Чтобы избежать «побега вкладчиков из тенге», Нацбанк в начале марта и в апреле 2022 года дважды повышал ставку.
— Со временем волна отхлынула практически на те же значения, курс тенге даже окреп. Нацбанк пока ставку не корректирует. Посмотрим, что будет дальше, куда она двинется, — уточнил эксперт.
Также он добавил, что инфляция все равно остается высокой. Причину он видит не только в обменном курсе, но и
в решении правительства «залить в экономику» через бюджетный канал еще больше денег, чем в 2021 году,
а также нескольких других факторах.
Третий канал – цепочки поставок.
— Крупные предприятия сырье и компоненты для производства из западных стран завозили благодаря российским дистрибьюторам. Когда эти цепочки обвалились, они вынуждены были искать другие варианты. Теперь приходится отрабатывать каналы по полной, грузить больше на склад, — описал ситуацию Домнин.
Он добавил, что у Казахстана остались источники роста, есть некоторые сложные производства, плюс российские компании завезли достаточно капитала и технологий.
— Конечно,
можно было бы пофантазировать о производстве подсанкционной продукции, но за это прилетит сразу и больно
Более того, в некоторых крупных казахстанских банках остановились все операции в рублях с контрагентами в России. Комплаенс настолько сложный (отслеживание, насколько процедура соответствует правилам, в те ли руки попадают деньги, не идут ли они в подсанкционные компании, не наложат ли на нас вторичные санкции), что возможностей торговать даже вполне разрешенными товарами стало еще меньше, — сказал Домнин.
Продолжение следует