Инвалид по зрению Анатолий Мигай рассказал, как тотальная цифровизация страны оставила людей с ограниченными возможностями в социальном вакууме.
Казахстанское сообщество лиц с инвалидностью регулярно ставит перед государством задачи по равному их доступу к госуслугам. Но из одной крайности разработчики всяких проектов бросаются в другую. Если в допандемийные времена люди с ограниченными возможностями могли решать свои проблемы через ЦОНы, теперь некоторые госуслуги полностью переведены в цифровой формат.
А у «электронного правительства» есть только версия сайта и мобильного приложения «для слабовидящих». Но незрячим без разницы, какой шрифт спецверсии они выставят, ведь они не видят экраны вообще.
Кроме того, возникла серьезная проблема с поставкой индивидуальных средств реабилитации, предусмотренных государством для инвалидов. За хорошую спецтехнику людям нужно либо доплачивать из своего кармана, либо им и вовсе привозят гаджеты, бывшие в употреблении или не предназначенные для лиц с инвалидностью.
Контроля за этим процессом нет. Разбираться с поставщиками государство рекомендует самостоятельно в рамках гражданско-правовых отношений. Именно по этой причине обращение казахстанцев с инвалидностью в госорганы чаще всего представляет собой «приключенческую драму», чем диалог со «слышащим государством».