Когда есть запрос на социальную справедливость, искать ее могут где угодно.
Опасность радикализации в Казахстане сохраняется, предупреждает политолог Замир Каражанов, хотя это не обязательно должен быть исламский радикализм. Причина в первую очередь в обеднении населения. Одной из причин январских событий стала усталость общества от того, что его бедами не занимаются. Если кризис не купировать, произойти может все что угодно.
— Исследование, недавно проведенное институтом общественной политики, показало неожиданный результат. Судя по нему, городская молодежь сейчас даже более религиозна, чем сельская, хотя раньше всегда считалось наоборот. Или может это просто ошибка?
— Что касается соотношения религиозности городской и сельской молодежи – ни подтвердить, ни опровергнуть этот момент не могу, таких данных у меня нет.
Но если говорить конкретно о всплеске религиозности, в Казахстане это видно невооруженным взглядом
Многие уходят в религию (главным образом, естественно, в ислам). Можно просто в пятницу приехать к мечети и посмотреть, сколько там народу. Причем в большинстве своем это действительно молодые люди – примерно лет до 36. Но приобщаться начинают уже со школьной скамьи. Так что тенденция есть.
— Откуда она взялась, почему так получилось? Это какие-то недостатки системы образования или просто ничего страшного не видят в религиозности?
— Я бы не стал связывать этот тренд с какими-то ошибками в образовании или его недостатке у верующих. В мечеть ходят люди и с высшим образованием. Тренд начинается уже в молодом возрасте, в этой среде сейчас религия стала достаточно популярна, причем следует учитывать влияние молодых людей и друг на друга.
Курс на светскость политизирует религиозность в Казахстане — эксперт
Они вовлекают друзей и знакомых, масштабы ширятся практически лавинообразным способом.
— Но все-таки почему она стала популярна? Часть экспертов утверждают, что в обществе растет запрос на социальную справедливость и якобы именно религия этот запрос может удовлетворить.
— С этим утверждением согласиться можно, причем касается оно не только ислама.
Есть такое понятие – социальная справедливость, и в любой религии оно очень хорошо выражено, поскольку сама группа довольно хорошо солидаризирована
Практически любая религия говорит, что нужно объединяться и помогать друг другу. Особенно хорошо это выражается, если в обществе есть проблемы, которые не могут решить власти. Тут и вступает этот элемент социальной справедливости, и он достаточно неплохо работает, особенно если нужно помочь конкретным людям, оказавшимся в беде. Отсюда и популярность в обществе.
Можно обратиться к истории. Например, в Египте еще в двадцатых годах прошлого века появились «братья мусульмане». С тех пор там произошло несколько революций, и в том числе со сменой политического режима. Но
никогда государство по настоящему не оказывало помощь населению, социальная политика была абсолютно неэффективной, значительная часть граждан до сих пор бедствует
И «братья» сумели завоевать настолько большой авторитет, что за сто лет с ними ни одна новая власть так и не смогла ничего сделать. В любую революцию эта организация оставалась на плаву и всегда обладала в обществе авторитетом и влиянием.
Алматинцы недовольны ростом религиозности в городе — исследование
Любая слабость государства, его неэффективность и неспособность решать насущные проблемы граждан приводит к тому, что любая организация (в том числе религиозного характера), которая проповедует принципы социальной справедливости, всегда окажется в выигрыше. И сломать ее не могут никакие репрессивные механизмы.
— Что-то мне это напоминает.
— В Казахстане до недавнего времени ситуация была примерно похожей.
Я не хвалю Токаева, но при нем действительно начали больше внимания уделять социальному положению населения
Хотя о неравенстве в обществе и раньше говорили. Еще Назарбаев неоднократно высказывался о разрыве по уровням доходов населения, только все это оставалось словами и ничего не предпринималось. Сейчас вроде начинаются некие движения в сторону лучших изменений. Посмотрим, к чему они приведут.
Вообще, январь наглядно показал, насколько общество устало жить в такой системе, где ничего буквально не делают, хотя и говорят правильные слова. И, повторюсь, это очень благоприятная среда для любой организации, которая пообещает соблюдать принципы социальной справедливости.
— Отмеченный всплеск религиозности — это для нашего общества хорошо или плохо? Больше вреда или пользы, и есть ли это вообще?
— Все зависит от деталей. В том же исламе очень много течений. В традиционном проповедуется уважение к старшим, семейные ценности, соблюдение общественного порядка… Наверное, это хорошо. Мы ведь видим, как за эти 30 лет деградировала мораль.
С другой стороны, есть нестыковка с правами человека, особенно по части прав женщин. Так что имеются свои нюансы и здесь.
При этом могут появиться проблемы в плане развития экономики. Например, в любой религии ростовщичество не приветствуется, но это же экономическая норма. Понятие прибыли для экономики первостепенно, оно дает мотивацию к дальнейшему развитию, а если ее не будет, экономика будет застойной.
Может поэтому исламские страны в основном небогатые, хорошо развитые можно по пальцах пересчитать:
Турция, страны Персидского залива (разбогатевшие на нефти), Малайзия, Индонезия, частично Сингапур. Но большая часть стран не могут динамично развиваться.
— А есть опасность, что мы тоже из светского государства переродимся во что-нибудь вроде Ирана?
— Для этого в обществе должен быть очень силен дух радикализма. В Иране, например, в свое время так и произошло. При шахе допустили очень серьезные ошибки в экономических реформах – взяли очень резкий курс на вестернизацию, то есть за основу приняли западную модель. А общество к этому было не готово. Да еще и сами реформы привели к катастрофическим результатам в экономике: небольшая категория граждан богатела, остальные нищали. Начали расти протестные настроения, произошла радикализация внутри общества. На этой почве и случился переход от светского государства к клерикальному, то есть религиозному.
Если случится глубокий кризис, вызванный в том числе ошибками в реформах, может произойти что угодно
Но если говорить конкретно о клерикализме, само общество должно быть достаточно религиозно. Примерно то же может повториться и в любой христианской стране, потому что при любых катаклизмах усиливаются течения, которые в принципе отвечают запросам и ценностям общества.
— Наверное, никуда не делась и опасность деструктивных религиозных течений?
— Когда население сильно интересуется религиозными идеями, может прийти и секта, которая будет насаждать свои идеи. А справится ли с ними государство, которое как раз должно следить и противодействовать?
Та же Аль Каида укреплялась в странах, которые не могли поддерживать стабильность. По сути, государственные органы там вообще перестали работать. Образовался некий вакуум, который и заполнили радикалы, потому что природа не терпит пустоты.