Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
525
+13.36
EUR
552
+11.86
RUB
4.93
+0.20

Деструктивный ислам и новые беспорядки – грозят ли они нам? — эксперт

3276

Опасность радикализации в Казахстане сохраняется, предупреждает политолог Замир Каражанов, хотя это не обязательно должен быть исламский радикализм. Причина в первую очередь в обеднении населения. Одной из причин январских событий стала усталость общества от того, что его бедами не занимаются. Если кризис не купировать, произойти может все что угодно.

Практически любая религия обещает социальную справедливость

— Исследование, недавно проведенное институтом общественной политики, показало неожиданный результат. Судя по нему, городская молодежь сейчас даже более религиозна, чем сельская, хотя раньше всегда считалось наоборот. Или может это просто ошибка?

— Что касается соотношения религиозности городской и сельской молодежи – ни подтвердить, ни опровергнуть этот момент не могу, таких данных у меня нет.

Но если говорить конкретно о всплеске религиозности, в Казахстане это видно невооруженным взглядом

Многие уходят в религию (главным образом, естественно, в ислам). Можно просто в пятницу приехать к мечети и посмотреть, сколько там народу. Причем в большинстве своем это действительно молодые люди – примерно лет до 36. Но приобщаться начинают уже со школьной скамьи. Так что тенденция есть.

— Откуда она взялась, почему так получилось? Это какие-то недостатки системы образования или просто ничего страшного не видят в религиозности?

— Я бы не стал связывать этот тренд с какими-то ошибками в образовании или его недостатке у верующих. В мечеть ходят люди и с высшим образованием. Тренд начинается уже в молодом возрасте, в этой среде сейчас религия стала достаточно популярна, причем следует учитывать влияние молодых людей и друг на друга.

Курс на светскость политизирует религиозность в Казахстане — эксперт

Они вовлекают друзей и знакомых, масштабы ширятся практически лавинообразным способом.

— Но все-таки почему она стала популярна? Часть экспертов утверждают, что в обществе растет запрос на социальную справедливость и якобы именно религия этот запрос может удовлетворить.

— С этим утверждением согласиться можно, причем касается оно не только ислама.

Есть такое понятие – социальная справедливость, и в любой религии оно очень хорошо выражено, поскольку сама группа довольно хорошо солидаризирована

Практически любая религия говорит, что нужно объединяться и помогать друг другу. Особенно хорошо это выражается, если в обществе есть проблемы, которые не могут решить власти. Тут и вступает этот элемент социальной справедливости, и он достаточно неплохо работает, особенно если нужно помочь конкретным людям, оказавшимся в беде. Отсюда и популярность в обществе.

Что показал январь

Можно обратиться к истории. Например, в Египте еще в двадцатых годах прошлого века появились «братья мусульмане». С тех пор там произошло несколько революций, и в том числе со сменой политического режима. Но

никогда государство по настоящему не оказывало помощь населению, социальная политика была абсолютно неэффективной, значительная часть граждан до сих пор бедствует

И «братья» сумели завоевать настолько большой авторитет, что за сто лет с ними ни одна новая власть так и не смогла ничего сделать. В любую революцию эта организация оставалась на плаву и всегда обладала в обществе авторитетом и влиянием.

Алматинцы недовольны ростом религиозности в городе — исследование

Любая слабость государства, его неэффективность и неспособность решать насущные проблемы граждан приводит к тому, что любая организация (в том числе религиозного характера), которая проповедует принципы социальной справедливости, всегда окажется в выигрыше. И сломать ее не могут никакие репрессивные механизмы.

— Что-то мне это напоминает.

— В Казахстане до недавнего времени ситуация была примерно похожей.

Я не хвалю Токаева, но при нем действительно начали больше внимания уделять социальному положению населения

Хотя о неравенстве в обществе и раньше говорили. Еще Назарбаев неоднократно высказывался о разрыве по уровням доходов населения, только все это оставалось словами и ничего не предпринималось. Сейчас вроде начинаются некие движения в сторону лучших изменений. Посмотрим, к чему они приведут.

Вообще, январь наглядно показал, насколько общество устало жить в такой системе, где ничего буквально не делают, хотя и говорят правильные слова. И, повторюсь, это очень благоприятная среда для любой организации, которая пообещает соблюдать принципы социальной справедливости.

Могут прийти и деструктивные секты

— Отмеченный всплеск религиозности — это для нашего общества хорошо или плохо? Больше вреда или пользы, и есть ли это вообще? 

— Все зависит от деталей. В том же исламе очень много течений. В традиционном проповедуется уважение к старшим, семейные ценности, соблюдение общественного порядка… Наверное, это хорошо. Мы ведь видим, как за эти 30 лет деградировала мораль.

С другой стороны, есть нестыковка с правами человека, особенно по части прав женщин. Так что имеются свои нюансы и здесь.

Новый Казахстан — это личное дело каждого (обзор казСМИ)

При этом могут появиться проблемы в плане развития экономики. Например, в любой религии ростовщичество не приветствуется, но это же экономическая норма. Понятие прибыли для экономики первостепенно, оно дает мотивацию к дальнейшему развитию, а если ее не будет, экономика будет застойной.

Может поэтому исламские страны в основном небогатые, хорошо развитые можно по пальцах пересчитать:

Турция, страны Персидского залива (разбогатевшие на нефти), Малайзия, Индонезия, частично Сингапур. Но большая часть стран не могут динамично развиваться.

— А есть опасность, что мы тоже из светского государства переродимся во что-нибудь вроде Ирана?

— Для этого в обществе должен быть очень силен дух радикализма. В Иране, например, в свое время так и произошло. При шахе допустили очень серьезные ошибки в экономических реформах – взяли очень резкий курс на вестернизацию, то есть за основу приняли западную модель. А общество к этому было не готово. Да еще и сами реформы привели к катастрофическим результатам в экономике: небольшая категория граждан богатела, остальные нищали. Начали расти протестные настроения, произошла радикализация внутри общества. На этой почве и случился переход от светского государства к клерикальному, то есть религиозному.

Если случится глубокий кризис, вызванный в том числе ошибками в реформах, может произойти что угодно

Но если говорить конкретно о клерикализме, само общество должно быть достаточно религиозно. Примерно то же может повториться и в любой христианской стране, потому что при любых катаклизмах усиливаются течения, которые в принципе отвечают запросам и ценностям общества.

— Наверное, никуда не делась и опасность деструктивных религиозных течений?

— Когда население сильно интересуется религиозными идеями, может прийти и секта, которая будет насаждать свои идеи. А справится ли с ними государство, которое как раз должно следить и противодействовать?

Та же Аль Каида укреплялась в странах, которые не могли поддерживать стабильность. По сути, государственные органы там вообще перестали работать. Образовался некий вакуум, который и заполнили радикалы, потому что природа не терпит пустоты.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter