Каждый 6 горожанин, опрошенный экспертами, заявил об открытой религиозной агитации прямо на улицах.
На днях в городском филиале «Нур Отана» заслушивали отчет руководителя управления по делам религий Айдара Есенбекова о религиозно-светской ситуации в городе. Как это обычно бывает с докладами чиновников, оказалось, что «в Багдаде все спокойно».
Но параллельно с Есенбековым с альтернативным докладом выступил учредитель общественного фонда «Центр по изучению проблем терроризма и экстремизма» Какимжан Бишманов. Он входит в состав утвержденной акимом Алматы рабочей группы по изучению деятельности управления по делам религий, где помимо депутатов фракции «Нур Отана» также представлены эксперты и члены неправительственных организаций. С конца февраля группа изучала работу управления. И вот какие выводы были сделаны.
Подразделения «Нур Отана» по городу провели опрос горожан на религиозную тематику. Охват хоть и не был большим — всего 450 человек — но выводы сделать можно.
Во-первых, менее 5% опрошенных вспомнили хоть какие-то мероприятия, которые проводило либо Управление по делам религий, либо подотчетный ему Центр анализа. 88% из 450 человек заявили, что ни в каких мероприятиях участия не принимали. А ведь эта работа — одна из функциональных обязанностей управления.
Во-вторых, каждый шестой алматинец назвал религиозную обстановку в городе тревожной.
Более трети о росте числа верующих в Алматы высказались негативно
22,2% категорично заявили о том, что религиозные объединения работают с нарушением законов.
В-третьих, каждый четвертый опрошенный указал на новый канал активизации религиозной пропаганды – «всплывающие» окна в Интернете. Каждый пятый отметил продажу религиозной литературы прямо на улицах. Кроме того, многие опрошенные находят объявления религиозного содержания в рекламных изданиях, на досках объявлений и даже на дверях подъездов. Активизировалась рассылка информации религиозного характера по электронной почте.
Каждый шестой отмечает устную агитацию на улицах, в местах отдыха, транспорте, доставку литературы на дом и почтовый ящик
Рабочая группа наглядно показала, что простой опрос населения четко демонстрирует эффективность работы госструктуры по делам религий.
Какимжан Бишманов отметил, что управлением, по данным самого управления, проведено 240 мероприятий с участием разных категорий граждан — от самозанятых до госслужащих с общим охватом в 20 тысяч человек. Общественники не ставили под сомнение проделанную чиновниками работу, но посчитали, что в масштабах двухмиллионного города такой охват — капля в море. Тем более, что ни одному из проведенных мероприятий не дана оценка его эффективности хотя бы самими участниками. Как будто провели сугубо для галочки.
Сопроводительные материалы к конференции на тему межэтнического и межрелигиозного согласия как основы устойчивого развития Казахстана и вовсе были напечатаны с грубыми грамматическими ошибками.
«Учитывая, что
пропагандисты радикальных организаций различного толка осуществляют свою подрывную деятельность системно и беспрерывно,
важно поставить работу на системную основу в круглогодичном режиме, независимо от перерывов в финансировании и вынужденной сезонности проектов по госсоцзаказу», — добавил Бишманов.
Кроме того, рабочая группа негативно оценила манеру управления по делам религий на всякое разъяснительное мероприятие с молодежью обязательно звать теологов и представителей религиозных объединений. Эксперты посчитали, что подобные вещи пробуждают у нейтрально настроенной к религии молодежи интерес к вере.
«Теологов и представителей религиозных объединений необходимо привлекать для проведения адресной профилактики среди лиц, практикующих религиозные обряды, колеблющихся или склонных к воздействию идеологии нетрадиционных течений», — считает Какимжан Бишманов.
По мнению учредителя общественного фонда «Центр по изучению проблем терроризма и экстремизма», не только в Алматы, но и в Казахстане в целом не хватает представителей ДУМК, проповедующих на русском языке. Кроме того, зачастую они имеют религиозное образование, но не имеют светского. Об этом, кстати, еще в декабре 2016 года наш медиа-портал уже писал целую статью. Теолог Ершат Онгаров после очередного съезда имамов в Алматы отметил, что нетрадиционные исламские течения активно вербуют в свои ряды именно русскоязычную аудиторию.
Салафизм порожден дефицитом русскоязычных имамов — ДУМК
«Данные факторы могут препятствовать разъяснению на необходимом уровне канонов традиционного ислама желающим его принять или колеблющимся, что особенно важно в условиях мегаполиса. Указанный факт актуален, учитывая, что в условиях города представители нетрадиционных течений осуществляют свою работу в основном с русскоговорящими жителями. Это в свою очередь приводит к обращению последних к представителям нетрадиционных течений, которые имеют более широкие знания и хорошо подготовлены для вербовки», — это часть доклада Бишманова на заседании «Нур Отан».
Кстати, сюда же можно отнести и низкую оплату труда лекторов, проводящих идеологическую работу с населением. Если их труд за одну лекцию оценивается в среднем в 2 тысячи тенге, то вербовщики из деструктивных течений получают в разы больше за каждого примкнувшего к ним новичка. О какой сумме идет речь, докладчик, правда, не сказал.
Кроме того, выяснилось, что работа управления по делам религий не интересна ни СМИ, ни пользователям соцсетей. К примеру, на официальный аккаунт Управления в Facebook подписаны всего 77 человек, да и те почти не проявляют никакой активности. А казахскоязычная пресса почти не освещает деятельность центра анализа Управления на своих страницах.